(The Thomas Crown Affair, 1999, США)
"Забацал сиквел - забацай и римейк", - гласит одно из неписанных правил вежливости голливудских режиссёров. Вот и легендарный когда-то Джон МакТирнан ("Крепкий орешек", "Хищник", "Последний киногерой", "13-й воин"), сняв продолжение своего же "Крепкого орешка", только за номером "три", решил переосмыслить оскароносную американскую классику 60-х под названием "Афера Томаса Крауна". На что ему отстегнули почти полмиллиона долларов и выдали для эксплуатации популярных тогда звёзд Пирса Броснана и Рене Руссо. А в качестве "пасхалки" в картине засветилась сама Фэй Данауэй, исполнительница главной роли в оригинальном фильме. На который, надо отдать МакТирнану должное, он не стал слепо равняться, а воплотил на экране другой, более яркий и динамичный сценарий. Аккурат в духе наступающего 21 века.
Главное отличие этого "Крауна" от "Крауна" 68 года - здешний сюжет вращается вокруг похищенных дорогущих картин, а не банальных кучек денег. Что, согласитесь, гораздо эффектнее, ведь картины воруются не из пыльных запасников музея, а прямо из выставочного зала, да ещё средь бела дня. И неважно, насколько в действительности правдоподобную схему ограбления изобретает Томас Краун. Важно, что на киноэкране она выглядит чертовски зрелищно и художественно.
Кто такой вообще этот Томас Краун (Броснан) и зачем ему похищать многомиллионные музейные экспонаты? Ну, делает он это не с голодухи и не для погашения ипотеки, уж точно. Мужик и без того ворочает миллионами, так как имеет крупный и абсолютно легальный финансовый бизнес. Просто однажды ему стало до зевоты тоскливо глядеть на цифры своих астрономических прибылей и он решил поиграть в суперзлодея, устроив себе адреналиновую встряску. Потому что другие способы пощекотать себе нервишки, вроде экстремальных видов спорта, мистера Крауна если и вштыривали, то не слишком забористо.
Итак, картину он ловко спёр и даже подсунул вместо себя полиции шайку каких-то румынских эмигрантов. Но когда за это мутное дело взялась следователь швейцарской страховой компании Кэтрин Бэннинг (Руссо), она быстро скумекала, что румыны тут ни при чем. И вскоре вышла на скользкого шутника Крауна, которого и начала обрабатывать со всей присущей ей настырностью и презрением к законным методам следствия.
Однако вскоре Бэннинг ожидал крайне неприятный и одновременно... приятный сюрприз. Как выяснилось, это вовсе не она обрабатывала Томаса, а он по полной программе обрабатывал её. И так виртуозно троллил Кэтрин, что в итоге превратил её со всем её служебным рвением в посмешище для коллег. А что же в этом было приятного? Да то, что он развёл её столь обаятельно и интеллигентно, что она волей-неволей в него втюрилась. Или всего лишь сделала вид, что втюрилась? Ведь как ещё-то она могла сблизиться с Крауном, выведать его сокровенные тайны (не все, но хотя бы нужные ей) и вывести этого тролля 80+ уровня на чистую воду?
В этом и будет крыться сквозная интрига фильма. Который, благодаря талантам МакТирнана, ни на минуту не превращается в скуку смертную, да и с эпическим финалом не разочаровывает. Уж на что я не жалую мелодрамы, но "Афера Томаса Крауна" - особый случай. И все любовные шашни в ней так гармонично вплетены в авантюрно-воровской сюжет, что выдерни их оттуда, и он растеряет половину своей красоты и очарования. Так что пускай это и прозвучит банально, но всё равно скажу: да, именно такое кино нынче практически не делают. И Броснан с Руссо теперь, к нашему прискорбию, снимаются и реже, и менее избирательно, порой мараясь во всякой шняге, чего раньше принципиально не допускали.
***
В общем, как тут громко подсказывают из зала: эй, да ты забыл упомянуть про вышедшую аккурат в тот же год, похожую экшен-мелодраму про любовно-авантюрные похождения старого вора и его молодой напарницы - "Западня". Ну, теперь-то, как видите, не забыл. Действительно, она и "Афера Томаса Крауна" стали тогда очередными бойцами перекрестного маркетинга, и вторая пиарилась в кильватере рекламной кампании первой. В прокате же не осрамились обе, хотя более дорогой "Западне" повезло чуть больше. Зато с "Аферой", можно сказать, повезло Джону МакТирнану. Она была его последней коммерчески успешной лентой, поскольку в 21 веке он стал приносить работодателям сплошные убытки. Хотя, как по мне, его "База "Клейтон", 2003 была очень даже неплоха и просто недооценена зрителем. Но увы, вскоре после этого Джон пропал с голливудских радаров и сегодня мы можем вспоминать о нём лишь по его творческому наследию прошловековой давности. Такому, как "Афера Томаса Крауна" и другие перечисленные в первом абзаце, классические картины.