Найти тему

Неистовый гасконец

Вчера, 6 марта 2019 года, если верить Вики, был день рождения моего любимого  исторического персонажа, причем дата четырежды круглая - 400 лет

Хотя именно историческим, а не литературным персонажем его  можно назвать лишь с некоторой натяжкой.

Мы знаем, что это человек родился, жил, блестяще владел шпагой, воевал, писал стихи ( и даже "Мазаринады"), пьесы  и книги, и умер от старой раны. И по сути все. И большая часть сведений о нем известна нам от другого поэта.

 Толком неизвестно даже как этот персонаж выглядел - все помнят только про его огромный нос.

А на портрете, который вроде как считают достоверным, ничего уж такого страшного с его носом лично я не вижу.

Но не будем дальше держать читателя в неведении.

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, 6 марта 1619, Париж — 28 июля 1655, Саннуа) — французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики,

Собственно, помимо блестящего образа, созданного Ростаном меня очень занимают дошедшие до нас книги самого Сирано - вышедшая в свет уже после смерти автора дилогия под общим названием «Иной свет» (L’Autre monde): «Иной свет, или государства и империи Луны» (Histoire comique des États et Empires de la Lune, 1650, опубл. в 1657) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (Histoire comique des États et Empires du Soleil, 1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце.

Я (простите великодушно) не верю в инопланетян, не знаю французского, чтоб прочитать его книги самой а оригинале, и не особо доверяю материалам из инета, но очень хотела бы понять - что это, успешная мистификация, дар предшественника современных фантастов или что? У меня нет разумных версий.

PS. Из найденного вот тут сама я ничего у особо провидческого пока не обнаружила, ну разве что упоминание ракет и аналога аудиозаписи,  так что возможно Сирано был просото талантливым писателем.

Ну и ещё, если Ростана можно считать надёжным свидетелем, то Сирано можно записать как первый образец блестящего троллинга :) - мой любимый кусок из поэмы "Неистовый гасконец".
...Могли сейчас со всех сторон
Коснуться этого вопроса.
Так, например, задорный тон:

«О, если б нос такой мне дан был провиденьем,
То ампутации подвергся б тотчас он».

Тон дружеский, и с легким сожаленьем:

«Наверно, вам мешает пить ваш нос
И наполняет чашку вашу?
Хотите, закажу я вам большую чашу?»

Тон описательный: «Да это пик! Утес!
Мыс! Что я – и не мыс, а полуостров целый!»

Тон любопытный и несмелый:
«Позвольте вас спросить, что это за предмет —
Чернильница или футляр для ножниц?»

Изящный тон: «Какая из художниц
Ему дала такой румяный цвет?»

Любезный: «Верно, вы большой любитель птичек?
Чтоб не нарушить их излюбленных привычек,
Вы приготовили насест удобный им».

Тон озабоченный: «Скажите, неужели,
Когда вы трубку курите в постели,
Соседи не спешат, заметив этот дым,
Скорее заливать с пожарным к вам насосом?»

Предупредительный: «Смотрите вы за носом —
Иль перевесит он, и прямо головой
Ударитесь вы вдруг о камни мостовой».

Тон нежный: «Милый нос! Он не боится света?.
Чтоб он не потерял пленительного цвета
От солнца жаркого весны,
Вы зонтичек ему бы заказать должны».

Тон педантичный: «Тот лишь зверь мудреный,
Которого Аристофан ученый
Зовет гипокампелефантокамелос,
В глубокой древности имел подобный нос».

Тон щеголя: «Ага! Всегда поклонник моды,
Я вижу, изобрел ты вешалку для шляп?
Удобно, нету слов, и класть не надо в шкап!»

Тон эмфатический: «О чудеса природы!
О нос! Чтоб простудить тебя всего,
Не хватит ветра одного:
Нужны тут, грозны и сердиты,
Вихрь, буря, ураган, циклон!»
Лирический: «Ваш нос труба, а вы тритон,
Чтобы участвовать в триумфе Амфитриты!»

А вот наивный тон:
«Прекрасный монумент! Когда для обозренья
Открыт бывает он?»
Тон недоверчивый: «Оставьте ухищренья!
К чему шутить со мной?
Отлично знаю я, что нос ваш накладной».

А вот вам тон умильный:
«Какою вывеской чудесною и стильной
Для парфюмера мог ваш нос служить!»
Почтительный: «Давно ль, позвольте вас спросить,
Вы этой башнею владеете фамильной?»

Тон деревенский: «Э! Да это нешто нос?
С чего ж бы это так он перерос? —
– Эх, ты! Не видишь, что ль, разиня,
Что это репа, а не то так дыня?»

Военный тон: «Штыки вперед!»
Практический: «А я для вас совет имею:
Хотите разыграть ваш нос вы в лотерею?
Кто выиграет, тот,
По правде, выигрыш большой себе возьмет!»

И, наконец, разыгрывая драму
И подражая пылкому Пираму
Вопить в слезах: «Вон он! Взгляните на него!
Нарушил этот нос – кто отрицать посмеет? —
Гармонию в чертах владельца своего.
Сам от измены этой он краснеет!…»