Найти в Дзене

Провал «ВТБ-Арены» и что с ним делать

Реконструкция стадиона «Динамо», который теперь получил длинное название «ВТБ Арена — Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина» продолжалась более десяти лет. Однако, для полного завершения всех работ времени все равно не хватило. Понятно, что реконструкция была по разным причинам затянута надолго и эти причины, в общем, частью обыденны, частью не интересны. Важно, то, что матч, запланированный на 10 марта – легендарное дерби «Динамо» - «Спартак», которое должно было открыть новый стадион не состоится. По крайней мере, на нем.

Газон стадиона "ВТБ-Арена" в день его осмотра комиссией РПФЛ. Он скорее мертв, чем жив.
Газон стадиона "ВТБ-Арена" в день его осмотра комиссией РПФЛ. Он скорее мертв, чем жив.

Матч не состоится из-за неготовности газона. Тут уместно просто процитировать выводы Комиссии РФПЛ по допуску футбольных полей (газонов) с натуральным и искусственным покрытием для проведения матчей Чемпионата России по футболу 28 февраля 2019 года:

«В ходе проверки установлено, что игровая поверхность футбольного поля находится в неудовлетворительном состоянии:

• Несмотря на то, что подогрев был включен 20 января 2019 г. и проведен посев семян газонных трав на всей площади газона, травяной покров полностью не сформирован (составляет 65-70%), всходы наблюдаются не на всей поверхности поля;

• Диагностирована высокая влажность;

• Корневая система не сформирована;

• Прочность дернины на разрыв не соответствует минимальным показателям, при норме 25 N/m максимальные показатели от 16 до 22 N/m;

• Футбольное поле не стабилизировано (отсутствует прошивка);

• При минимальной норме 75-80 Gm (Гравити) плотность газона составляет 62-64 Gm.

Газон футбольного поля «Динамо» находится в неудовлетворительном состоянии, травмоопасен. Предпосылки для проведения очередного матча 10 марта 2019 г. отсутствуют. Дальнейшая эксплуатация поля до окончания агротехнических работ не рекомендуется».

С такого ракурса газон стадиона выглядит более оптимистично. Это фотографию пиарщики "ВТБ-Арены" опубликовали накануне осмотра стадиона комиссией РПФЛ 28 февраля.
С такого ракурса газон стадиона выглядит более оптимистично. Это фотографию пиарщики "ВТБ-Арены" опубликовали накануне осмотра стадиона комиссией РПФЛ 28 февраля.

Вот, собственно и вся причина. Решение Комиссии совершенно справедливо и радует то, что у нас стали относится к газонам футбольных полей строже, чем бывало раньше. Этому, кстати, способствовал прошедший в прошлом году Чемпионат мира по футболу. Но гарантий того, что подобная ситуация не повториться у нас нет. Даже в случае со стадионами клубов со стадионами рангом пониже такая ситуация не видится столько вопиющей. Ну, не сможет принято стадион тульского «Арсенала» в ближайшее время – переживем.

Увы, но, скорее всего, недостатки в подготовке газонов футбольных полей будут преследовать нас и дальше. Не потому, что в России нет специалистов умеющих поддерживать футбольное поле в надлежащем состоянии – просто климат у нас такой. И когда на него не берется поправка, всегда что-то случается.

Пример с «ВТБ-Ареной» очень показателен. Рассмотрим, что произошло с газоном. Он был выращен в сезон 2018 года и к концу сезона находился в хорошем состоянии. Надо оговориться – не весь спортивный газон, а именно травяной покров – то, что отмечала комиссии РПФЛ относится к газону в целом, не только к травяному покрову. Итак, по крайней мере, до первой декады декабря, до того, как начались обильные снегопады, трава была в хорошем состоянии. Хотя снег на арене уже был. Наметался он ровно там, где не было крыши.

Снег на футбольном поле. 16 декабря. Видно, что снег намело там, где поле не прикрыто крышей.
Снег на футбольном поле. 16 декабря. Видно, что снег намело там, где поле не прикрыто крышей.

Зима, вносит свои коррективы и для того, чтобы поле могло принять матч 10 марта, его надо было масштабно ремонтировать. Тем более, что его часть оказалась под снегом. Тут-то, конечно, надо было включать обогрев, растапливать снег и отводить влагу. То есть, всеми силами не давать снегу задерживаться на поле и вредить травяному покрову вымораживая его.

Еще одним методом сохранения газона было укрытие его спанбондом. Делать это нужно было прямо с началом зимы, а может и поздней осенью. Был, конечно, определенный риск создания под спанбондом микролимата, способствующего размножению грибковых заболеваний травы, но этот риск был гораздо меньше, чем переменные погодные условия позволяли бы снегу и вымораживать траву и создавать под настом болезнетворный микроклимат.

Газон стадиона под спанбондом. Конец января.
Газон стадиона под спанбондом. Конец января.

Не позже 18 декабря «лаункиперы», то есть ответственные за газон стадиона «ВТБ-Арена» так и поступили – газон был застелен спанбондом. Еще раньше на поле начали устанавливать приборы искусственной инсоляции – светильники с характерным желтоватым светом.

Обогрев поля включили 20 января. Спанбонд пришлось убрать, что, в конечном счете прибавило снегу на поле, но в основном снег был по краям поля, там, где спанбонда не было. Если посмотреть на рекламный ролик опубликованный администрацией стадиона 30 января, то мы не заметим спанбонда, зато увидим полосы наметенного снега иной раз до центра поля. Спанбонд надо было убирать для того, чтобы подсеять газон. Снега было много и по центру поля, то есть под открытым пространством стадиона и по краям, откуда снег убирали довольно варварски. Края газона могли пострадать и при этой уборке. Края – именно края поля находились к приезду комиссии РПФЛ в неудовлетворительном состоянии.

К 28 января, то есть через неделю, со снегом удалось, справиться и газон был подсеян и укрыт спанбондом. На поле опять выставили светильники – сначала в отдельных местах, а позже – тотально.

Половина поля под приборами искусственной исоляции, половину - уже стригут.
Половина поля под приборами искусственной исоляции, половину - уже стригут.

Для подсева в северных регионах мира – мы к ним и относимся, требования ФИФА предполагают, что будет использована комбинация из таких трав, как райграс, овсяница и мятлик. Здесь ради скорости всходов использовали, видимо, чистый райграс. Это решение полностью оправдано!

Дальше начался процесс срочного вышибания травы из земли. Райграс растет быстро, но тут поджимали сроки и активно мешала погода. Чем выгоняли траву из земли сказать трудно, но операция, в общем, прошла удачно. Правда, активный полив обернулся претензиями к переувлажненности поля, но без воды трава не растет.

К 31 января спанбонд опять сняли и сразу приступили к первому покосу. Обычно первый покос можно проводить самой простой газонокосилкой. Даже роторной – в расчете на то, что трава успеет залечить отбитые вращающимся ножом кончики, но тут было не до этого – очень поджимали сроки. Поэтому на поле выехала мощная барабанная косилка, которую для первого покоса не часто применяют. Этой косилкой поддерживали требуемую высоту травы в межсезонье.

К 12 февраля половина поля была заставлена светильниками искусственной инсоляции, а другую половину поля усиленно выкашивали, но уже небольшими газонокосилками, применяемыми для окончательной подготовки травы к матчам. Покос и инсоляция продолжались попеременно на обеих половинах поля – пока одну косили, другую освещали.

Быстро скашивать райграс надо еще и затем, чтобы вся сила травы ушла не столько в рост зелени, сколько в рост корней и образовался устойчивый дерн. Кроме того, молодой райграс может распространяться и за счет подземных побегов, образуя новые ростки, заполняя пространство и уплотняя травостой.

25 февраля трава взошла почти по всему полю. Почти. Края поля, наиболее пострадавшие от снега и не прикрывавшиеся спанбондом не могли дать быстрых всходов. Над наиболее проблемными местами снова поставили светильники искусственной инсоляции, но было уже поздно.

28 февраля на стадион прибыла комиссия РПФЛ. Все было кончено – поле было признано неготовым. Да оно таким и было – комиссия описывала не только то, что видела, но и оперировала техническими параметрами грунта и фактами, показывавшими, что часть работ вообще не была выполнена. В частности, комиссия отметила отсутствие прошивки газона. Дерн высококлассных футбольных полей укрепляется за счет либо встраивания в структуру грунта, прямо в плодородный грунт специальной сетки, либо прошивкой дерна с помощью своего рода огромной швейной машинки – технология тут точно такая же, как у швейной машинки, только нить – толстая синтетическая бечева, а сама игла размером с полметра. Но на такие работы у лаункиперов «ВТБ-Арены» просто не хватило времени. Банально и обидно не хватило времени!

Почему не хватило времени? Прежде всего, надо сразу сказать, что времени и не могло хватить, несмотря на скорость работ по ремонту газона и задействованные для этого силы. Травы, как не старайся выгонять их из земли разными агротехническими методами – удобрениями или сверхранним покосом, все равно должны иметь какой-то срок на то, чтобы укорениться на газоне. Укорениться – это пустить корни и поднять травостой. А, несмотря на все старания агротехников и лаункиперов, трава на стадионе оказалась и без ростков и без корней. Если тут говорить о прошивке газона, то прошивать было почти нечего. Трава, посеянная прошлой осенью, еще не создала плотного дерна, а вновь посеянная и не успевала его создать.

В чем причина? ФИФА рекомендует проводить футболные матчи на аренах с посевным газоном. Допускается и рулонный газон, но он не считается предпочтительным, причем, ем выше статус стадиона и матчей, которые на нем могут проводиться, тем меньше шансов на замену посевного газона рулонным. ФИФА ситает посевной газон более предпотительным, указывая, однако, в требованиях к травяному покрытию, что на его создание «требуется время (как правило, по крайней мере 12 недель благоприятной вегетационной погоды), а также интенсивный уход». Только вот этих двенадцати недель в распоряжении создателей газона не было ни осенью, ни, тем более, зимой.

Почему была допущена гибель газона мне не понятно. По крайней мере, пока не понятно. Отремонтировать газон за шесть недель, наверное, можно, но не зимой, даже несмотря на наличие обогрева и инсоляции. Вообще, в истории больше вопросов, чем ответов, причем эти вопросы не только к руководству стадиона. Но и к специалистам, отвечающим за газон.

Я очень хочу избежать громких слов, тем более, когда не знаю, кого именно обвинять, но владельцы стадиона в результате переноса матча потеряли даже и в деньгах. Не только в репутации.

Каковы перспективы? Понятно, что в самое ближайшее время стадион принимать матчи РПФЛ не будет. Да и никакие не будет. Для того, чтобы новая комиссия смогла бы разрешить на нем проведение матчей РПФЛ нужно ждать еще долго. Хорошо бы до лета, то есть до того времени, когда дернина на стадионе окончательно сформируется, а испытание ее на разрыв покажет приемлемое значение. И только после этого, газон прошьют и футбольное поле можно будет считать готовым. Другими словами, задержка в ремонте вылилась в то, что проведение матчей на стадионе откладывается еще на несколько недель, а лучше, на пару месяцев. А в наихудшем сценарии и до мая.