В последние годы права женщин в России стали одной из самых горячо обсуждаемых тем, в том числе благодаря медиа. В честь Международного женского дня мы рассказываем о том, как гендерная повестка проникла в СМИ и поспособствовала эмансипации российских женщин.
Мать, хозяйка, украшение
— Лет в двенадцать-четырнадцать журнал Cosmopolitan я брала в библиотеке, тогда он казался нормальным. Конечно, была ерунда в духе «ошибки, которые ты совершаешь при общении с мужчиной», но в то же время писали о том, как строить карьеру и быть финансово независимой, — вспоминает Нина Назарова, журналистка, первая корреспондентка по гендерным вопросам (Women’s Affairs Correspondent) в истории «Би-би-си».
По мнению Нины, с тех пор российская журналистика продвинулась далеко вперед: социальная гендерная повестка перестала быть маргинальной и ее стали больше обсуждать.
По словам профессора и содиректора программы гендерных исследований ЕУСПб Анны Темкиной, «женская» повестка в российских СМИ была всегда, просто долгое время к женщине в стране относились только как к матери, хозяйке, мужской опоре и украшению; в последнее же время появился новый, феминистский, дискурс. В нем женщина — самостоятельная и свободная личность со своими интересами и проблемами, которые нужно решать: неравные с мужчинами зарплаты, «стеклянный потолок», сексуальное и физическое насилие.
Исторический поворот
Назарова считает, что ситуацию с гендерной повесткой в медиа сильно поменяли два события. Во-первых, это запуск Wonderzine — издания «для молодых, энергичных и свободомыслящих женщин, чья сфера интересов распространяется далеко за пределы моды, красоты, отношений и светской хроники», как оно себя позиционирует. Во-вторых, «телочко-гейт»: дискуссия, начавшаяся со слова «телочка» в подводке к материалу «Медузы» о правах женщин и обстоятельной ответной критики феминистки Бэллы Рапопорт. После этого, считает Нина, все стало постепенно развиваться. «Медуза», например, стала регулярно писать о проблемах женщин.
Нынешний главный редактор Wonderzine Юлия Таратута рассказывала, что многое поменялось после скандала с депутатом Леонидом Слуцким, которого обвинили в харрасменте три российских журналистки. Многие российские СМИ объявили бойкот Слуцкому и Госдуме. В акции участвовали даже те издания, до этого публиковавшие материалы, которые можно оценить как сексистские. Например, Lenta.ru, годом ранее выпустившая тест, в котором предлагалось угадать, кого изнасиловал продюсер Харви Вайнштейн. Бывший главный редактор Sports.ru Юрий Дудь выступил с речью против харрасмента, хотя, по словам Таратуты, его портал объективирует женщин; проблему освещал и телеканал «Дождь» (там работает одна из жертв Слуцкого), который незадолго до бойкота выпустил ролик, высмеивающий жертв насилия.
Знаковой историей прошлого года стало обвинение главного редактора «Медузы» Ивана Колпакова в домогательстве жены одного из сотрудников издания. После разбирательства Колпаков остался работать в «Медузе», что вызвало волну возмущения. С тех пор из издания ушло больше десяти сотрудников, в том числе из-за несогласия с этим решением.
— Если бы не расследование про Вайнштейна, не было бы и «Колпаков-гейта», — считает Анастасия Красильникова, журналистка и создательница телеграм-канала «Дочь разбойника». — Медиа влияют на наше восприятие проблемы: два года назад мы не знали, что такое сталкинг, виктимблейминг, газлайтинг, не говоря уже про менсплейнинг, а теперь распознаем это и знаем, что с этим делать.
Усидеть на двух стульях
Несмотря на то, что даже консервативные издания стали писать на социальные темы, связанные с женщинами, прежний дискурс никуда не делся. «Некоторые СМИ парадоксальным образом сочетают в себе два противоречащих друг другу мировоззрения», — говорит Темкина.
— Бывает, что на одном и том же сайте публикуют яростные статьи о правах женщин и рядом — тексты о том, какой макияж ненавидят мужчины и как похудеть на сто килограммов за два дня, — рассказывает Красильникова. — Наверное, это попытка усидеть на двух стульях и быть актуальными для разных читателей, но, по-моему, это выглядит дико.
Журналистка ставит в пример зарубежные издания, в частности американский Marie Claire, на сайте которого есть раздел «Политика». В российских изданиях для женщин о ней почти не пишут, хотя Анастасия не понимает, почему читательницам это не может быть интересно.
Главный редактор Леди@Mail.Ru Аля Баданина объясняет неповоротливость «глянца» тем, что во многих российских изданиях контент определяют рекламодатели и издатели.
— Есть теория, что главная черта читательницы «глянца» — это неуверенность в себе. Отсюда сексистские заголовки и отретушированные обложки, которые как бы стыдят женщину и заставляют покупать журнал каждый месяц, — рассказывает она.
— Изначально глянец рождался с идеей помочь женщине ощутить уверенность в себе и своей привлекательности. Многие журналы построили свой успех на темах секса, карьеры и свободы самовыражения через внешний вид, когда общество было гораздо патриархальнее, чем сейчас, — объясняет издатель HELLO! Елена Петрова.
Она считает, что глянец глянцу рознь, и единой политики у этих изданий нет. Петрова подчеркивает, что ее издание не осуждает внешность и поступки своих героев, и что она считает это недопустимым.
По мнению журналиста с восьмилетним опытом работы в женских журналах Алены Литковец, сегодняшний глянец нельзя назвать сексистским хотя бы потому, что крупные посты в изданиях занимают «крутые и очень работоспособные» женщины. Она обращает внимание, что в тех же журналах выходят статьи о женщинах в бизнесе, медицине и искусстве. Качественный глянец старается соответствовать духу времени, считает Литковец.
Авторка, редакторка, спецкорка
Еще одна часть феминистского дискурса — восстановление справедливости через язык. Активистки подчеркивают, что в языке закодированы социальные схемы, поэтому он влияет на восприятие женщин в обществе, и предлагают использовать феминитивы — слова вроде «докторка», «авторка» и «философиня».
Многие относятся к этому скептически, но некоторые СМИ ставят феминитивы в подписях, если сотрудницы хотят этого. Так, должность Кристины Сафоновой на «Афиша.Daily» указана как «спецкорка», в Lenta.ru работают редакторка и редакторша, а сотрудница проекта «Сноб» Арина Крючкова подписывается «корреспонденткой», и это уже не так удивляет читателей, как пять лет назад.
В журналистских текстах (в основном тех изданий, которые можно назвать «новыми медиа») феминитивы тоже стали встречаться чаще, но это, как правило, зависит от личной позиции автора или редактора.
— К феминитивам я отношусь философски: в частных разговорах я их использую, а в журналистских текстах нет, если слова еще не вошли в нормативный русский язык. А если вошли, как, например, «публицистка», то с радостью. Я надеюсь, что и в нормативный русский они войдут еще при моей жизни, — говорит Назарова.
О теле по-новому
По словам бьюти-редактора Wonderzine Маргариты Вировой, нормы красоты, сформировавшиеся в российских медиа, меняются очень медленно. К примеру, обложки с нестандартными моделями — это скорее исключение, чем тренд. Большинство женских изданий серьезно зависят от читателей и рекламодателей, поэтому боятся таких жестов.
Вирова говорит, что даже ее издание готово идти лишь до определенного предела, потому что читатель не готов к разговору о бодипозитиве. Например, значительная часть читателей негативно восприняла спецпроект Wonderzine, для которого модели демонстрировали прически для волос в подмышках. Тем не менее Маргарита рада, что этот материал вышел, потому что он сильно отличается от других рекламных кампаний, которые используют фемвертайзинг, и выглядит действительно смело.
Медиа по-другому стали писать о сексе, Назарова относит это к позитивным трендам: «Если раньше говорили о том, как выглядеть соблазнительно и классно делать минет, то сейчас все больше выходит материалов про принцип согласия и женское удовольствие».
— Я помню, каким откровением для меня стала рубрика Татьяны Никоновой «Тест-драйв» с обзорами секс-гаджетов, — вспоминает Назарова. — Это, не побоюсь этих слов, была новая эпоха.
Неприемлемый флирт
Профессор ЕУСПб, социолог и гендерная исследовательница Елена Здравомыслова полагает, что у постсоветского поколения — как у мужчин, так и у женщин — «более выражено чувство собственного достоинства». Например, если раньше женщины воспринимали харрасмент на рабочем месте как вполне приемлемый флирт, то сегодня такое поведение коллег скорее вызовет возмущение.
Журналистки соглашаются, что, хоть мы пока и не живем мире гендерного равноправия, определенные шаги в эту сторону все-таки происходят.
— Недавно мы получили очень милое и немного растерянное письмо от парня. Он писал, что всегда был противником феминизма, но потом узнал, что его девушка читает Wonderzine и это помогает ей понять себя и становиться увереннее, — рассказывает Вирова. — Его поразило, что от этого есть польза для дорогого ему человека, а значит, это не какая-то глупость. Так мы поняли, что стараемся не зря.
Подготовила Евгения Офицерова