Найти тему

Криптоарт. Технологии блокчейн как источник вдохновения?

Кевин Абош. IAMA Coin. 2018
Кевин Абош. IAMA Coin. 2018

В то время как блокчейн проникает в мировой арт-рынок, искусство находит новые средства выражения в этой технологии, формируя свою собственную эстетику и художественные направления.

Обратиться к технологии блокчейн в своей практике предпочли как уже знаменитые деятели искусства, так и обыватели, которые в данный момент формируют новый тип художников, коллекционеров и дилеров цифрового искусства.

Важно отметить, что многие институциональные участники мира искусства занимаются исследованиями в этой области, в частности, в Институт арт- бизнеса и антиквариата организует лекции и семинары, проводит встречи с художниками и meetups.

Как узнать правильно ли мы понимаем всю глубину этих сложных систем и объектов? Как были созданы эти произведения искусства? Как они изображают современный мир и наше общество?

В своем проекте IAMACoin(«Iamacoin», что в переводе означает: «Я монета») ирландский художник-концептуалист Кевин Абош исследует понятие «ценности» в современном обществе при помощи технологии блокчейна Ethereum.

Блокчейн-платформа Ethereum позволяет создавать виртуальные токены, которыми впоследствии можно обмениваться с другими пользователями. Поэтому токены представляют собой некую форму валюты, хотя на самом деле таковой не являются.

Кевин Абош создал 10 миллионов цифровых работ в формате токенов в Ethereum, однако художник не хотел, чтобы они просто находились в виртуальном мире, а были привязаны к физическому существованию.

Вдобавок к цифровым токенам он создал 100 аналоговых произведений. На каждую из них был поставлен штамп с адресом блокчейн-кошелька на платформе Ethereum, который представлен в виде длинной линейки букв и чисел, указывающих на положение токенов в блокчейне. Смысл существования работ физического мира заявлен через существование работ мира виртуального, где одни теряют свою ценность без других и наоборот.

Виртуальные работы существуют в стандарте токенов ERC-20 и их владельцы могут обмениваться этими произведениями и даже делить их на более мелкие части (значение одной не достигающей более 18 знаков после запятой). Художественная ценность каждой части по мнению автора равна ценности целого токена.

Абош отштамповал аналоговые работы не чернилами, а собственной кровью, токенезируя таким образом свое тело. Художник утверждает, что всем людям постоянно приписывается некая ценность. Он дает возможность пользователям приобретать частички своего физического существования, заявляя тем самым, что он и есть монета IAMACoin.

Кевин Абош. Вечная Роза.2018
Кевин Абош. Вечная Роза.2018

В своей работе Абош использует технологию блокчейн для выражения собственного художественного замысла, выявляя социальные и экономические составляющие современного общества. IAMACoinтаким образом становится личным произведением автора, которым он делится со зрителями, не принимая во внимание потенциальных возможностей системы для обмена креативного самовыражения всех пользователей.

В свою очередь уже появились платформы, которые вовлекают пользователей во все аспекты производства, купли, обмена и продажи цифрового искусства. Такое движение часто называют криптоарт.

Криптоарт – это редкие произведения сетевого искусства, которые можно описать как цифровые коллекционные карточки. Они относятся к уникальным или редким токенам, существующим в блокчейне. К наиболее известным примерам относятся CryptoKitties, CryptoPunks, CurioCards, и Dada.nyc.

Card Bot. Salvatorpepe. 2018.
Card Bot. Salvatorpepe. 2018.

Одним из основоположников эстетики и технологической составляющей криптоарта является проект RarePepe, в основе которого лежит популярный интернет-мем Лягушонок Пепе (PepetheFrog).

ПроектRarePepeсуществует за счет платформы Counterparty, сформировавшей финансовый рынок и инструменты для его поддержания на основе блокчейна - биткойн. Концепция криптоарта построена вокруг идеи цифрового дефицита, который позволяет пользователям покупать и продавать, словно это происходит в физическом мире. Такая система, как и биткойн, работает за счет того, что криптоарт существует в ограниченном количестве.

Представлять свою работу в кошельке RarePepeможет любой пользователь Counterparty с условием, что она должна содержать изображение Лягушонка Пепе. Далее рассмотрение заявки проводит RarePepeFoundation, которых часто называют Ученые (Scientists), чтобы проверить не заложено ли в работе контента в виде спама. Вместе с изображением художники указывают желаемое количество дублированных экземпляров и их цену. Самая дорогая работа криптоарта на сегодняшний день была продана на аукционе фестиваля RareDigitalArt за 39 000 долларов.

Rare Pepe – это только лишь один из примеров успешного взаимодействия художников, арт-рынка и цифровых технологий. Возможно, в будущем такой опыт послужит путеводителем традиционному миру искусства, только пробующему на вкус новые технологии блокчейна.

Будут ли представлены произведения искусства на основе технологии блокчейн на 58 Венецианской биеннале? Мы узнаем этим летом на проекте Института арт-бизнеса и антиквариата «Венецианская биеннале – назад в будущее» в Венеции https://www.artinstitut.ru/art-tourism/venetsianskaya-biyennale-2019#content.

Автор: Ксения Смыкова.