Найти тему
Площадь Свободы

Топ-10 русских фильмов для начинающих феминисток

Оглавление

Кажется, мы стали забывать, о чем на самом деле праздник 8 марта.

«Кококо»

Авдотья Смирнова, 2012

Кинокомпания СТВ ©
Кинокомпания СТВ ©

Сюжет замечателен своей простотой: в Петербурге сталкиваются две женщины: одна — продукт библиотеки и музея в исполнении Анны Михалковой, вторая — гоповатая мадам из Екатеринбурга, которую играет Яна Троянова. Одна — скромная, полноватая и неуверенная в себе разведенка с диссертацией, вторая — задорная, простая и бесшабашная девушка без высшего образования. Фильм, построенный по принципу «от любви до ненависти один шаг», радует большим коробом шуток и крылатых фраз, иллюстрирует жизнь современного российского общества и порядочно веселит. Здесь будет и много водки, и секс с бывшем мужем, и хождение на митинги, а фоном — музыка Сергея Шнурова, скромное очарование Петербурга и слегка нетривиальный конец.

«Светлый путь»

Григорий Александров, 1940

Мосфильм ©
Мосфильм ©

По мнению режиссера, труд сделал из обезьяны человека, а стахановский труд — Любовь Орлову. Конечно, идея «Светлого пути» слишком устарела, игра актеров утрирована и неестественна, а юмор очень непритязателен, но стоит признать, что это кино, которое снималось для простых людей, а потому здесь все бесхитростно: девушка-простушка с характерным «оканьем» сама добивается всего и строит карьеру. Этакий довоенный вариант «Дьявол носит Prada», только вместо Prada — советские пуховые платки, серп с молотом и орден Ленина.

«Путешествие с домашними животными»

Вера Сторожева, 2007

Кинокомпания СЛОН ©
Кинокомпания СЛОН ©

История о приключениях женщины с тонкой душевной организацией в условиях глухой российской провинции. Смотреть его стоит хотя бы из-за Ксении Кутеповой среди коз и Дмитрия Дюжева в телогрейке. Фильм не только о стереотипной роли женщины, но и о людской ограниченности. А еще здесь можно помедитировать над тем, как простая русская баба едет на дрезине, плывет на лодочке, доит корову или любуется на проезжающие мимо поезда РЖД.

«Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, 1979

Мосфильм ©
Мосфильм ©

История путешествия трех подруг за любовью, счастьем и богатством. Фильм знакомит с возможными вариантами судьбы советской женщины 50-х годов: домохозяйка, карьеристка, обманутая любовница, мастер-стахановец и просто одинокая женщина бальзаковского возраста. Прекрасный актерский состав, искрометные шутки, комичные ситуации и, естественно, хэппи-энд. Бонусом получаете дельные советы Ирины Муравьевой про то, что с мужчинами лучше знакомиться на кладбище.

«Жила-была одна баба»

Андрей Смирнов, 2011

Рекун — синема  ©
Рекун — синема  ©

Исторический фильм о тяжкой судьбе России в годы Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами малограмотной крестьянки Варвары, роль которой очень убедительно играет Дарья Екамасова. Зрителя ждет 2,5 часа каравана бедных, грязных и жестоких лиц, скудного русского быта и отсутствия всякой надежды на что бы то ни было. Герои пьют, насилуют Богом покинутую Варвару, потом опять пьют, стреляют друг в друга, курят, снова стреляют. Бонусом ко всему этому ужасу идут песни Юрия Шевчука и он сам в роли командира антоновского отряда. В общем, ближе к титрам быть женщиной совсем уж расхочется.

«Змеиный источник»

Николай Лебедев, 1997

 Киностудия им. Горького ©
 Киностудия им. Горького ©

Еще одна страшная сказка о глухой русской провинции. Здесь, помимо деревенских яблок, будет все: любовь, маньяк-вундеркинд и немножко черного юмора. В этой картине все женщины сильные и независимые, а мужчины либо умирают, либо спиваются. Кроме молодой Екатерины Гусевой, которая плавает в ночи голышом, вдохновляет дуэт Ольги Остроумовой и Евгения Миронова. Тема власти, причем в любом ее проявлении — над детьми, людьми, душами и умами — получает на первый взгляд неожиданное, но, если вдуматься, закономерное развитие. Ну и убийца — дворецкий, хоть и верится в это с трудом.

«Начало»

Глеб Панфилов, 1970

Ленфильм ©
Ленфильм ©

Трудный путь из ткачихи в Орлеанскую деву в исполнении гомерически смешной Инны Чуриковой, которая запоминается не только своей необычной внешностью, но и выражениями типа «У нас с Жанной д’Арк острота реакции одинаковая и темперамент тоже». В фильме неоднократно звучит композиция «Man of Mystery» британской группы The Shadows в аранжировке ВИА «Поющие гитары», так что она вам еще долго будет сниться. А после титров хочется взять себя в руки и срочно бежать оставлять свой след в искусстве.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Геральд Бежанов, 1985

Мосфильм ©
Мосфильм ©

Поиск счастья инженера Нади Клюевой оборачивается полезными лайфхаками, которые и сегодня еще огонь. Клавдия Матвеевна будит учить Лешу Пряхина, как женихаться, Сусанночка — обрабатывать ответы психологического теста на ЭВМ, Эрик и Артур — заниматься дрессировкой собак. Не обойдется без ударного труда и несколько назидательного посыла «Не родись красивой, а родись активной».

Да, кстати, за шутку «Она что, с Урала?» режиссёру и Госкино пришлось писать извинительную Борису Ельцину, который тогда руководил Свердловским обкомом.

«Любимая женщина механика Гаврилова»

Петр Тодоровский, 1981

Мосфильм ©
Мосфильм ©

Судовой механик Гаврилов не явился на собственную свадьбу. Расстроенная невеста, несмотря на то, что избранник не пришел, на всякий случай далеко от ЗАГСа не отходит. За долгие часы ожидания она успеет помочь молодожёнам, приобретет японский эмалированный таз, пойдет за утешением к безнадежно влюбленному в нее Паше, прогуляется по городу с подругой и даже познакомится с непризнанным талантом, которого только что бросила четвертая жена. В общем, один день из жизни несравненной Людмилы Гурченко, который запомнится надолго.

«Страна Глухих»

Валерий Тодоровский, 1998

 Киностудия им. Горького ©
 Киностудия им. Горького ©

Бесподобный актерский дуэт Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, которые ради действительно дорогих людей идут на все. Чудные диалоги в лучших традициях Ренаты Литвиновой, разгульные мафиозные разборки и Москва эпохи 90-х. Фильм с мыслью о том, что никто никого не слышит, пока не наступит оглушающая тишина. Потому что каждый слушает только свой внутренний голос. А еще после просмотра возникает здоровая мотивация, что прежде, чем положить на кого-то жизнь, важно убедиться, что тому другому это действительно нужно.