Смотреть кадры советской военной кинохроники без наворачивающихся на глаза слез я не могу уже давно. Такое ощущение, что я вживую наблюдаю героизм, беспримерное мужество и гибель этих славных парней, которые июньским субботним вечером мечтали о светлом будущем, чистой любви, семейном благополучии, не подозревая, что мирного воскресенья для них уже не будет. И только недавно я задался вопросом, а кто эти люди, чьими глазами нам довелось увидеть происходящее на фронте? Как жили и служили кинооператоры Великой Отечественной войны?
Из кинопушки по врагу
Уже с первых дней войны на фронтах работало около 20 киногрупп в составе более чем 80 операторов. Они несли службу на самых сложных участках – под шквальным огнем вражеской артиллерии, танков и пулеметов. А так как руки были заняты кинокамерой, не имели возможности даже отстреливаться и хоть как-то защищать себя.
Всего же сохранились сведения о 298 кинооператорах, действовавших на разных участках фронта. Многие из них проделали с частями, к которым были прикомандированы, сложный путь от Подмосковья, Карелии, степей Поволжья до Берлина. Почти все были ранены, более половины – тяжело, а не менее четверти – погибли на передовой.
Москва наносит ответный удар
В ноябре 1941 года Сталин вызвал из Средней Азии тогдашнего председателя Госкино Ивана Большакова. Перед ним была поставлена задача создания масштабного документального полотна о крупной (и, как тогда считали, решающей) победе Красной Армии:
«Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм».
К работе были привлечены 15 кинооператоров и два талантливых режиссера Илья Копалин и Леонид Варламов. Ход съемок курировал Большаков, лично докладывая о них Сталину. По воспоминаниям Копалина работа была очень тяжелой: морозы и снегопады выводили из строя аппаратуру, несколько кинооператоров погибли под артобстрелом и на передовой…
«Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы»
К концу года материалы были отсняты и картина смонтирована. Для озвучки использовали Пятую симфонию Чайковского, что, по мнению критиков, придало картине масштаб, трагизм и торжество одновременно. Мелодию оркестр исполнял вживую под кадры, транслирующиеся на экране. Причем несколько раз пришлось останавливаться и начинать запись сначала – музыканты не могли играть из-за наворачивающихся на глаза слез…
Они умирали стоя
О буднях военных операторов много рассказывает Семен Школьников в своей книге «Сквозь огонь и стужу. Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней». Работа действительно была не из легких. Основным «оружием» оператора была американская камера «Аймо» и ее отечественные аналоги «КС-4» и «КС-5». Четыре с лишним килограмма железа на морозе накалялись так, что к ним примерзали руки. Завода пружины хватало примерно на 1 минуту видео, после чего аппарат надо было «заводить». После 2-3 заводов заканчивалась пленка и кассету необходимо было перезаряжать на ощупь в специальном темном мешке, чтобы не испортить отснятый материал. В этот момент оператор становился абсолютно беспомощным…
О значимости работ советских кинохроникеров хорошо говорит хотя фраза в личном послании Уинстона Черчилля к И. В. Сталину от 28 марта 1943 года: «Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведет самое волнующее впечатление на наш народ.»
Буду очень рад вашим лайкам и новым подписчикам. А также конструктивным комментариям. Спасибо всем, кто читает!
Что почитать по теме:
В. П. Михайлов, В. И. Фомин, «Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг.»
С. С. Школьников, «Сквозь огонь и стужу»
Р. Л. Кармен, «Искусство кинорепортажа»
И. П. Копалин, «Воспоминания и дневники»