Найти тему
Почему? Потому что!

Как делалась военная кинохроника? Они умирали стоя.

Оглавление

Смотреть кадры советской военной кинохроники без наворачивающихся на глаза слез я не могу уже давно. Такое ощущение, что я вживую наблюдаю героизм, беспримерное мужество и гибель этих славных парней, которые июньским субботним вечером мечтали о светлом будущем, чистой любви, семейном благополучии, не подозревая, что мирного воскресенья для них уже не будет. И только недавно я задался вопросом, а кто эти люди, чьими глазами нам довелось увидеть происходящее на фронте? Как жили и служили кинооператоры Великой Отечественной войны?

Из кинопушки по врагу

Уже с первых дней войны на фронтах работало около 20 киногрупп в составе более чем 80 операторов. Они несли службу на самых сложных участках – под шквальным огнем вражеской артиллерии, танков и пулеметов. А так как руки были заняты кинокамерой, не имели возможности даже отстреливаться и хоть как-то защищать себя.

Как вспоминает Семен Школьников, операторы, работавшие с самолетов, также выполняли функции стрелка-радиста.
Как вспоминает Семен Школьников, операторы, работавшие с самолетов, также выполняли функции стрелка-радиста.

Всего же сохранились сведения о 298 кинооператорах, действовавших на разных участках фронта. Многие из них проделали с частями, к которым были прикомандированы, сложный путь от Подмосковья, Карелии, степей Поволжья до Берлина. Почти все были ранены, более половины – тяжело, а не менее четверти – погибли на передовой.

Москва наносит ответный удар

В ноябре 1941 года Сталин вызвал из Средней Азии тогдашнего председателя Госкино Ивана Большакова. Перед ним была поставлена задача создания масштабного документального полотна о крупной (и, как тогда считали, решающей) победе Красной Армии:

«Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм».
Танковая колонная движется на фронт. Один из кадров картины "Разгром немецких войск под Москвой".
Танковая колонная движется на фронт. Один из кадров картины "Разгром немецких войск под Москвой".

К работе были привлечены 15 кинооператоров и два талантливых режиссера Илья Копалин и Леонид Варламов. Ход съемок курировал Большаков, лично докладывая о них Сталину. По воспоминаниям Копалина работа была очень тяжелой: морозы и снегопады выводили из строя аппаратуру, несколько кинооператоров погибли под артобстрелом и на передовой…

«Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы»
Один из операторов картины "Разгром немецких войск под Москвой" Анатолий Крылов позже работал на Курской дуге, в Беларуси, в Восточной Пруссии, а по окончании войны - в Китае и Восточной Европе.
Один из операторов картины "Разгром немецких войск под Москвой" Анатолий Крылов позже работал на Курской дуге, в Беларуси, в Восточной Пруссии, а по окончании войны - в Китае и Восточной Европе.

К концу года материалы были отсняты и картина смонтирована. Для озвучки использовали Пятую симфонию Чайковского, что, по мнению критиков, придало картине масштаб, трагизм и торжество одновременно. Мелодию оркестр исполнял вживую под кадры, транслирующиеся на экране. Причем несколько раз пришлось останавливаться и начинать запись сначала – музыканты не могли играть из-за наворачивающихся на глаза слез…

Картина «Разгром немецких войск под Москвой», переименованная для американского проката в «Москва наносит ответный удар» в 1943 году была удостоена «Оскара».
Картина «Разгром немецких войск под Москвой», переименованная для американского проката в «Москва наносит ответный удар» в 1943 году была удостоена «Оскара».

Они умирали стоя

О буднях военных операторов много рассказывает Семен Школьников в своей книге «Сквозь огонь и стужу. Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней». Работа действительно была не из легких. Основным «оружием» оператора была американская камера «Аймо» и ее отечественные аналоги «КС-4» и «КС-5». Четыре с лишним килограмма железа на морозе накалялись так, что к ним примерзали руки. Завода пружины хватало примерно на 1 минуту видео, после чего аппарат надо было «заводить». После 2-3 заводов заканчивалась пленка и кассету необходимо было перезаряжать на ощупь в специальном темном мешке, чтобы не испортить отснятый материал. В этот момент оператор становился абсолютно беспомощным…

Крышка объектива камеры «Аймо» широко использовалась операторами в качестве походного стаканчика, в который вмещалось 40 граммов спирта.
Крышка объектива камеры «Аймо» широко использовалась операторами в качестве походного стаканчика, в который вмещалось 40 граммов спирта.

О значимости работ советских кинохроникеров хорошо говорит хотя фраза в личном послании Уинстона Черчилля к И. В. Сталину от 28 марта 1943 года: «Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведет самое волнующее впечатление на наш народ.»

Буду очень рад вашим лайкам и новым подписчикам. А также конструктивным комментариям. Спасибо всем, кто читает!

Что почитать по теме:

В. П. Михайлов, В. И. Фомин, «Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг.»
С. С. Школьников, «Сквозь огонь и стужу»
Р. Л. Кармен, «Искусство кинорепортажа»
И. П. Копалин, «Воспоминания и дневники»