Как поздравить с 8 марта и не быть обвиненым в сексизме? Никак.
8 марта перестало быть революционным праздником и сейчас ассоциируется исключительно с «прекрасной половиной человечества» и тюльпанами. И, конечно, с розовым цветом — даже локальные супермаркеты делают тематические уголки (ну кто из нас не покупал цветы в ближайшей «Пятерочке», в последний момент вспомнив о празднике?). И каждый год в голове появляются одни и те же вопросы: радоваться или игнорировать? Кого поздравлять — всех женщин вообще или только тех, кто не обидится? А почему кто-то обижается? Зачем вообще это все?
В Международный женский день с каждым годом все громче звучат голоса, вещающие о гендерном неравенстве. Им резонируют поздравляющие, которые желают «простого женского счастья» и «выполнить свое главное предназначение — быть любящей матерью и женой», превращая женщину в функцию и нивелирующую ее потребности.
Казалось бы, какое неравенство, если права у всех одинаковые? Екатеринбург имеет репутацию дерзкого города, но и здесь есть гендерные перекосы. ЕТВ разбирает неочевидные, но по-прежнему очень важные проявления сексизма 8 марта. Ну а когда еще?
Ты столько не съешь
Наша коллега Оксана, не считающая себя феминисткой, очень любит мясо. Хорошее, вкусно приготовленное мясо. Однажды Оксана вместе с мужем отправилась в ресторан, где в меню обнаружила разделение на «для мальчиков» и «для девочек». Женская порция была, конечно, меньше — ведь девочки едят по чуть-чуть и, желательно, какой-нибудь салатик. Оксану это меню предсказуемо разозлило — и она заказала порцию «для мальчиков». Потом, по ее признанию, ждала, что попросят предъявить паспорт.
Кроме шуток, разделение порций (и даже целых разделов меню) на мужские и женские — не такое уж редкое явление. При этом речь идет не об односторонней дискриминации: кто решил, что мужчине обязательно нужна огромная порция? Тяжелый физический труд заставляет человека потреблять больше калорий, но времена, когда каждый первый был работником условного металлургического завода, давно прошли.
В этой парадигме эксплуатируется стереотип о мужчине-добытчике (который каторжным трудом зарабатывал на пропитание всей семье) и женщине-хранительнице очага (которая сидит дома и как будто бы ничем не занимается, хотя домашняя работа — это пресловутый тяжелый физический труд). Но времена поменялись уже очень давно.
Недоевшие девочки останутся голодными и, как следствие, злыми, а переевшим мальчикам после нескольких «настоящих мужских» порций придется пойти в спортзал. Ну и осадочек остается. Зачем все это? Просто дайте людям нормально поесть.
FC\DC 18+
Коллеги рестораторов — директора екатеринбургских клубов — тоже нещадно эксплуатируют гендерные стереотипы. Частный пример: девочкам вход бесплатный (и не только на 8 марта), а мальчики только за деньги. Есть внутренние причины, напрямую не связанные с гендером: например, девочки создают более легкую атмосферу, если их в клубе больше. Но денежное разделение посетителей не приводит к здравой атмосфере, особенно, если цена за вход не символические 200 рублей.
Бизнес есть бизнес, и под каждую вечеринку нужен свой фейс-контроль. Но не обязательно делать это по половому признаку. Отличный выход из ситуации — списки, в которые нужно успеть попасть.
«Бабе — цветы, детям — мороженое»
Апофеоз цветочной вакханалии на 8 марта каждый год наступает на дорогах Екатеринбурга — добрые гаишники дарят женщинам-водителям цветы. Такой элегантный жест: мол, мы знаем о вас и тоже хотим поздравить. Но надо всегда держать в голове сложившиеся стереотипы о женщинах за рулем: «обезьяна с гранатой», «блондинка за рулем», мифы о частых ДТП (что запросто опровергается статистикой).
И даже если отойти от мысли о том, что вообще-то не все женщины любят цветы (знаем, сложно — как это можно не любить тюльпанчики?), то сама идея кажется абсурдной — мы помним о вас целый день в году, что вам еще надо? Надо не делить водителей на мужчин и женщин, а следить за безопасностью движения и компетентностью того, кто за рулем очень опасного транспортного средства — автомобиля.
Красивым везет?
Представление о красоте менялось век от века, для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на античные скульптуры, картины времен Возрождения и позднего реализма. Все очень разные, но каждое поколение приходит к какому-то определенному стандарту, по которому и выбирает красивейшую из женщин. Требований к образцу очень много,а соответствующих ему — очень мало, поэтому остальные начинают к нему стремиться. Комплексы, сломанные судьбы, даже самоубийства — это очень общие, но очень страшные последствия достижения идеала.
Конкурсы красоты — явление из тех времен, когда главным предназначением © женщины было украшать. Самым первым был, по мифам, между олимпийскими богинями, но в современном виде конкурсы красоты появились в XX веке. И несмотря на то, что в программу включают тесты ораторских и интеллектуальных скиллов, главным остается природная красота. А она мало того, что субъективна, но еще и никак не зависит от желания и воли конкретного человека.
«Мисс Екатеринбург» — это городской проект, который поддерживается на муниципальном уровне. Каждый год все следят за выбором главной красавицы, делают ставки, угадывают. Организаторы говорят о том, что этот конкурс не только про красоту, но и про ум, и про добродетель. Чтобы пройти конкурсный отбор нужно быть определенного роста, возраста, семейного положения, иметь определенное тело (и идеально ровные зубы). И только потом — демонстрировать свои ум и положительные человеческие качества.
При этом на городском уровне совершенно не поддерживаются аналогичные конкурсы для мужчин. Наверное, потому что это не слишком мужественно — думать о своей внешности и вечном. Поэтому в Екатеринбурге регулярно проходят «альтернативные» конкурсы красоты: татуированная красавица, замужняя красавица, красивая бизнес-леди, продолжать можно бесконечно. Разнообразие постепенно становится нормой, а комплексы из-за неконвенциональной красоты — более редкими.
А поговорить?
Мы хотели обойти стороной поздравления с 8 марта — обычно желают одного и того же, особенно не заморачиваясь над формулировками. Но новый глава Общественной палаты Екатеринбурга заставил нас передумать. Сразу после вступления в должность Владимир Разбойников решил поздравить женщин-членов Общественной палаты с 8 марта. Начав с пассажа о «слабом поле», он доверительно сообщил, что «что бы женщины ни делали, все равно последнее слово остается за мужчинами».
Наверняка, он просто прилетел на машине времени из 1901 года, когда женщины и правда мало что решали. Ничем другим эту удивительную риторику не объяснить.
Российские женщины получили основные права в 1917 году после революции. Они достались по ходу движения истории, а не в результате упорной и кровопролитной борьбы (как у английских суфражисток в конце XIX века). И это создает ложную иллюзию того, что в России нет и не было сексизма. Но даже мелкие примеры, которые мы нашли, показывает другое положение дел. Сексизм унижает и женщин, и мужчин, лишая их права на самовыражение и выбор.
Начните с себя. И с 8 марта.