Депутаты раскритиковали министра за неподготовленность на парламентском часе и слова-паразиты, потребовав «выступать» и «убеждать»
Прошедшее заседание Госдумы, пожалуй, войдет в историю прерванным выступлением Максима Орешкина — с трибуны его едва не прогнал Вячеслав Володин. Министра отчитали за неподготовленное выступление по реализации нацпроектов, приравняв это к «саботажу». «Они просто разучились свою политику «продавать» населению», — оценили инцидент политологи. Что именно не понравилось депутатам, сделает ли Орешкин выводы и как следует трактовать ситуацию российским чиновникам — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«ЕСЛИ МЫ НЕ ГОТОВЫ К ТАКОМУ РАЗГОВОРУ, НАМ ЛУЧШЕ ПЕРЕНЕСТИ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА»
Накануне утром в повестке очередного заседания нижней палаты парламента был обозначен правительственный час, в рамках которого министр экономического развития Максим Орешкин планировал рассказать о приоритетах социально-экономического развития страны и о ходе реализации национальных проектов по малому и среднему бизнесу. Однако планы эти сбылись лишь наполовину. Выступление министр закончил фразой «не будет инвестиций — не будет и того экономического развития, которое мы все хотим увидеть» и уже собрался покинуть трибуну, но его попросил «задержаться на минуточку» председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Спикер поинтересовался у министра, сколько средств будет выделено уже в этом году на реализацию нацпроектов и какие объемы уже переведены в регионы. Но Орешкин выдавил лишь весьма неточную цифру вроде «несколько сотен миллиардов рублей». Володина такой ответ не устроил. Пришлось подключиться председателю комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову, который, в отличие от министра, назвал более-менее конкретные цифры, не без помощи других депутатов, конечно. «Я вообще шокирован таким ответом министра», — заметил в зале депутат-единоросс Геннадий Кулик. Следом Володин попросил Орешкина назвать, сколько средств уже доведены до региональных бюджетов — по плану в этом году должно быть выделено 1,7 трлн рублей. Но глава минэкономразвития РФ и на этот вопрос не ответил, перенаправив его в минфин РФ. Назвать Орешкин смог только приблизительные объемы — 10%.
«Я вынужден тоже вмешаться, и я люблю лаконичность. Это называется одним словом — саботаж. При Сталине в эти министерства направили бы комиссаров, при Брежневе — представителей комитета государственной безопасности!» — вмешался с места в дискуссию лидер ЛДПР Владимир Жириновский, также недовольный темпами выделения средств на нацпроекты. Единственный, кто заступился за плохо подготовленного к выступлению Орешкина, стал депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг, который предложил «дать время министру подготовиться».
«Коллеги, если мы не готовы к такому разговору, нам лучше перенести рассмотрение этого вопроса, — предложил Володин. — Если готовы, давайте продолжим обсуждение. Но если не готовы, возможно, лучше нам перенести правительственный час». Орешкин на замечания лишь ответил, что о реализации нацпроектов следует докладывать каждому министру, а не только ему. «Максим Станиславович, на будущее — слушайте зал. Через 5 минут после вашего выступления все стали заниматься своими делами. Я это вижу отсюда. 30 лет вижу, как депутаты не слушают, министры не слушают другого выступающего депутата. Им не интересно. Они не понимают. Это проблема подъема страны! И учителя в школе такие же есть! Плохо преподают! Надо уметь выступать! Надо уметь убеждать!» — присоединился к выволочке министра Жириновский, рекомендуя ему избавляться в лексиконе от слов-паразитов.
В конечном итоге выступление Орешкина, успевшего доложить, по сути, только о работе по малому и среднему бизнесу, решили перенести на конец марта — начало апреля.
«СЕГОДНЯШНИЙ ИНЦИДЕНТ — ЭТО ЯВНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ЧТО НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ»
Уже после того как министр покинул зал, он объяснил журналистам, почему депутаты его прогнали с трибуны. «Вопрос оказался поставлен парламентом гораздо шире, чем это было изначально запланировано ,— мы ушли от обсуждения отдельных национальных проектов к общей ситуации с национальными проектами», — процитировал «Интерфакс» Орешкина. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал произошедший инцидент в Госдуме и критику министра «рабочим процессом». При этом в СМИ появилась информация о том, что «противостояние» Володина и Орешкина началось еще в декабре, когда министр просил обойтись только докладом о социально-экономическом развитии страны за прошлый год.
Депутат Госдумы РФ Марат Бариев рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что причина претензий Володина к Орешкину кроется в общей тематике выступления, которое было не о путях социально-экономического развития, а, по сути, неким отчетом о работе министерства. По его словам, когда депутаты стали задавать конкретные вопросы о приоритетах в развитии экономики, финансовых цифрах и планах по выполнению задач нацпроектов, Орешкин просто не смог на них внятно ответить. Володин, Жириновский, представители «Справедливой России», «Единой России» и КПРФ — все посчитали, что министр не готов к выступлению и поэтому дали ему время на подготовку. «Если Орешкин сможет внятно и четко рассказать депутатам на следующем мероприятии то, что от него хотят услышать, то министр реабилитируется, — отметил Бариев. — А если не сможет, то будут более серьезные проблемы. И сегодняшний инцидент — это явное предупреждение, что нужно тщательно готовиться, а не приходить как на дежурное мероприятие. Это сказали открытым текстом».
«Это вовсе не странно. Руководство Госдумы в последнее время повышает требования к членам исполнительной вертикали, которые посещают так называемый парламентский час. К встрече надо готовиться, и самым серьезным образом. Просто прийти и поговорить за жизнь уже не интересно, — дал свою оценку произошедшему генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин. — Не думаю, что эта критика как-то отразится на репутации Орешкина. Если он правильно отреагирует, то все будет нормально, адекватно. А если он неадекватно отреагирует…» Мухин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также напомнил, что Володин — это, по сути, четвертое лицо в стране, что автоматически дает ему право и делать замечания, высказывать свое мнение относительно уровня компетенций того или иного чиновника.
«Министр, чиновник, пришел в парламент, в котором сидят 450 человек, избранных многими миллионами избирателей. И эти избиратели в последние годы имеют все больше оснований беспокоиться о своих доходах, о своих рабочих местах, что во многом зависит от состояния экономики. И если министр не отвечает по существу, то неэтично, скорее всего, ведет себя именно министр. И это не случайность. У меня лично нет никаких претензий к господину Орешкину, но это просто стиль поведения современной российской бюрократии. Они образованные, компетентные люди, они технократы, они знают свое дело. Но они защищены от непосредственной ответственности перед населением и авторитетом президента, и авторитетом правящей партии, которая имеет большинство на всех уровнях. Поэтому они просто разучились свою политику в нормальном смысле этого слова, продавать населению. То есть в переводе на русский разъяснять, доказывать, убеждать», — рассказал «БИЗНЕС Online» политолог, создатель фонда эффективной политики Глеб Павловский. По его словам, выводы из всей этой ситуации должны сделать не только Орешкин, но и все российские чиновники.
«Вспомним всю череду медийных скандалов за последние полгода, начиная с Гладских и ее фразы „государство не просило вас рожать“. Потом заявление чиновника „Роскосмоса“ о „быдле из хрущевок“… Это все ровно из той же оперы! Господин Орешкин с этой точки зрения гораздо меньший грех совершил», — заключил политолог.