Советская танковая мощь в разное время была лидером не только по количеству техники, но и по ее основным качествам. Не единожды на вооружение в СССР принимались танки, навсегда изменявшие понятие основного танка.
Но за каждой серийной моделью всегда находилось несколько опытных. Зачастую, они так и оставались прототипами – ибо серийный итог был лучше. Но иногда, все было наоборот. И опытные образцы значительно превосходили серийные. И порой, именно революционные идеи заставляли отказываться от лучших машин. Сегодня мы поговорим о трех опытных танках, которые значительно превосходили своих современников.
Истребитель танков СУ-152 «Таран»
После прихода к власти Н.С. Хрущева, в советской оборонной промышленность началась «ракетная» эра. Классические истребители танков планировали заменить ракетными танками, а сами ОБТ в спешном порядке надлежало «научить» пускать ракеты. В этих условиях производители ствольной артиллерии оказались в сложных условиях. Тем не менее в 1957 году началась разработка истребителя танков под шифром «Таран».
Новинку построили на шасси опытной СУ-152П. Но «Таран» получил башню кругового вращения и закрытый корпус с противоснарядным бронированием. Лобовая часть машины выдерживала обстрел из подкалиберных снарядов 57-мм пушки. Этого хватало, ведь «изюминкой» САУ было ее орудие: 152-мм гладкоствольная пушка М-69 с длиной ствола в 9,4 метра. Она обеспечивала высокую бронепробиваемость на предельных дистанциях. Так, подкалиберный снаряд мог поразить до 300 мм брони на расстоянии в 3,5 километра. А ведь в боекомплекте были кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды, обладавшие чудовищно разрушительной силой. САУ массой в 27 тонн получила 400-сильный мотор, который позволял достигать ей скорости в 63 км\ч.
Казалось бы – сплошные преимущества. Танков, которые не смог бы поразить «Таран», еще не было. А мощное орудие позволяло еще долгое время не задумываться о разработке новых боеприпасов. Но «ракетные» радетели оказались влиятельнее, и СУ-152 «Таран», сделав лишь несколько выстрелов, отправилась в историю.
Объект 292
Всем известно, что увеличить бронепробиваемость легче всего посредством увеличения калибра. Но здесь все не так просто: увеличенное орудие весит больше, что требует переработки ходовой части, нового мотора и множество сопутствующих изменений. Но иногда это получается.
На излете Советского Союза в КБ Кировского завода начались работы над боевым модулем с новой 152-мм пушкой. Новое боевое отделение было рассчитано на установку в серийные танки. Результатом работа стал «Объект 292», являвший собой корпус Т-80У с новой башней и орудием ЛП-83, оснащенным механизмом заряжания. Новая пушка, в разы превышая 125-мм аналоги по бронепробиваемости, без проблем становилась в башенный погон советских ОБТ. Часть боекомплекта хранилась в забашенной нише, оснащенной вышибными панелями.
В 1991 году Объект 292 успешно провел тестовые стрельбы, которые выявили отсутствие избыточных нагрузок на корпус и шасси при выстреле из нового орудия. Казалось, что советские танки снова достигнут бесспорного лидерства. Но распад СССР и последующие сложности поставили крест на проекте.
«Тема-101» или «Бунтарь» "Молот" и "Боксер"
В начале 1970-х, наследник А.А. Морозова – генерал Шомин, пришел к выводу о необходимости принципиально нового среднего танка. В ХКБМ начался поиск идеальной компоновки, которой посчитали лафетную – с вынесенным 152-мм орудием. Экипаж состоял из трех человек, располагавшихся друг за другом в левой части машины. Боекомплект находился в правой части боевого отделения – надежно изолированной от экипажа, а автомат заряжания – в задней части башни. Он позволял делать 14 выстрелов в минуту.
В движение машину приводил 1500-сильный дизель 6ТД, который позволил на испытаниях развить скорость в 63 км\ч. К 1988 году был создан первый опытный образец – без полноценной СУО и механизма заряжания: разработка электронных компонентов задерживалась техническим отставанием СССР, а МЗ требовал отладки. Высокая защищенность машины обеспечивалась не только во лбу, но и сверху танка – что было стало актуальным с появлением ПТРК «Джавелин».
Машина имела ряд проблем. Так, масса достигла предела, что потребовало изготовления ряда деталей из титана. А вынесенная за корпус пушка оказалась уязвимой к загрязнению. Впоследствии это решили, установив на орудие кожух. Была заказана установочная партия в 50 машин, которые должны были попасть на испытания в 1992 году. Но развал СССР не позволил реализовать амбициозный проект.
В конце 1990-х часть наработок по проекту «Бунтарь» были использованы в новых танках России и Украины, но саму концепцию никто осилить не смог.
Итоги
Как видите, многие решения, которые пытаются внедрить сейчас – в экстренном порядке, были отработаны четверть века назад. Танковые пушки увеличенных калибров, эксперименты с компоновкой – все это до сих пор не смогли довести до серийного производства. Сохранив уникальные наработки и решения, постсоветское танкостроение безвозвратно потеряло главное – время.
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты о главных танках СССР и мира, навсегда изменивших образ бронетехники:
- Пять танков, изменивших ход истории
- 5 главных советских танков
- ИС-7: опытный эталон тяжелых танков