Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Три революционных советских танка, не пошедших в серию

Советская танковая мощь в разное время была лидером не только по количеству техники, но и по ее основным качествам. Не единожды на вооружение в СССР принимались танки, навсегда изменявшие понятие основного танка.

Объект 490А - один из последних проектов советского танкостроения, о котором - ниже
Объект 490А - один из последних проектов советского танкостроения, о котором - ниже

Но за каждой серийной моделью всегда находилось несколько опытных. Зачастую, они так и оставались прототипами – ибо серийный итог был лучше. Но иногда, все было наоборот. И опытные образцы значительно превосходили серийные. И порой, именно революционные идеи заставляли отказываться от лучших машин. Сегодня мы поговорим о трех опытных танках, которые значительно превосходили своих современников.

Истребитель танков СУ-152 «Таран»

После прихода к власти Н.С. Хрущева, в советской оборонной промышленность началась «ракетная» эра. Классические истребители танков планировали заменить ракетными танками, а сами ОБТ в спешном порядке надлежало «научить» пускать ракеты. В этих условиях производители ствольной артиллерии оказались в сложных условиях. Тем не менее в 1957 году началась разработка истребителя танков под шифром «Таран».

СУ-152 "Таран" получила мощнейшую в своем классе пушку. Она обеспечивала высокую бронепробиваемость на расстояниях свыше трех километров
СУ-152 "Таран" получила мощнейшую в своем классе пушку. Она обеспечивала высокую бронепробиваемость на расстояниях свыше трех километров

Новинку построили на шасси опытной СУ-152П. Но «Таран» получил башню кругового вращения и закрытый корпус с противоснарядным бронированием. Лобовая часть машины выдерживала обстрел из подкалиберных снарядов 57-мм пушки. Этого хватало, ведь «изюминкой» САУ было ее орудие: 152-мм гладкоствольная пушка М-69 с длиной ствола в 9,4 метра. Она обеспечивала высокую бронепробиваемость на предельных дистанциях. Так, подкалиберный снаряд мог поразить до 300 мм брони на расстоянии в 3,5 километра. А ведь в боекомплекте были кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды, обладавшие чудовищно разрушительной силой. САУ массой в 27 тонн получила 400-сильный мотор, который позволял достигать ей скорости в 63 км\ч.

152-мм снаряды, даже не пробив броню, могли нанести серьезный ущерб танку
152-мм снаряды, даже не пробив броню, могли нанести серьезный ущерб танку

Казалось бы – сплошные преимущества. Танков, которые не смог бы поразить «Таран», еще не было. А мощное орудие позволяло еще долгое время не задумываться о разработке новых боеприпасов. Но «ракетные» радетели оказались влиятельнее, и СУ-152 «Таран», сделав лишь несколько выстрелов, отправилась в историю.

Против опытной САУ играло два фактора: увлечение руководства СССР ракетами, и постепенный отказ от истребителей танков.
Против опытной САУ играло два фактора: увлечение руководства СССР ракетами, и постепенный отказ от истребителей танков.

Объект 292

Всем известно, что увеличить бронепробиваемость легче всего посредством увеличения калибра. Но здесь все не так просто: увеличенное орудие весит больше, что требует переработки ходовой части, нового мотора и множество сопутствующих изменений. Но иногда это получается.

152-мм орудие ЛП-83 значительно превышало 125-мм орудие 2А46 по бронепробиваемости
152-мм орудие ЛП-83 значительно превышало 125-мм орудие 2А46 по бронепробиваемости

На излете Советского Союза в КБ Кировского завода начались работы над боевым модулем с новой 152-мм пушкой. Новое боевое отделение было рассчитано на установку в серийные танки. Результатом работа стал «Объект 292», являвший собой корпус Т-80У с новой башней и орудием ЛП-83, оснащенным механизмом заряжания. Новая пушка, в разы превышая 125-мм аналоги по бронепробиваемости, без проблем становилась в башенный погон советских ОБТ. Часть боекомплекта хранилась в забашенной нише, оснащенной вышибными панелями.

Преимуществом новой башни с орудием ЛП-83 было незначительное увеличение габаритов и массы, что позволяло разместить могущественную пушку на шасси существующих танков
Преимуществом новой башни с орудием ЛП-83 было незначительное увеличение габаритов и массы, что позволяло разместить могущественную пушку на шасси существующих танков

В 1991 году Объект 292 успешно провел тестовые стрельбы, которые выявили отсутствие избыточных нагрузок на корпус и шасси при выстреле из нового орудия. Казалось, что советские танки снова достигнут бесспорного лидерства. Но распад СССР и последующие сложности поставили крест на проекте.

Новая пушка получила механизм заряжания, а снаряды вне механизированной укладки хранились в забашенной нише с вышибными панелями.
Новая пушка получила механизм заряжания, а снаряды вне механизированной укладки хранились в забашенной нише с вышибными панелями.

«Тема-101» или «Бунтарь» "Молот" и "Боксер"

В начале 1970-х, наследник А.А. Морозова – генерал Шомин, пришел к выводу о необходимости принципиально нового среднего танка. В ХКБМ начался поиск идеальной компоновки, которой посчитали лафетную – с вынесенным 152-мм орудием. Экипаж состоял из трех человек, располагавшихся друг за другом в левой части машины. Боекомплект находился в правой части боевого отделения – надежно изолированной от экипажа, а автомат заряжания – в задней части башни. Он позволял делать 14 выстрелов в минуту.

Один из немногочисленных снимков первого образца Объекта 477А
Один из немногочисленных снимков первого образца Объекта 477А

В движение машину приводил 1500-сильный дизель 6ТД, который позволил на испытаниях развить скорость в 63 км\ч. К 1988 году был создан первый опытный образец – без полноценной СУО и механизма заряжания: разработка электронных компонентов задерживалась техническим отставанием СССР, а МЗ требовал отладки. Высокая защищенность машины обеспечивалась не только во лбу, но и сверху танка – что было стало актуальным с появлением ПТРК «Джавелин».

Главным достоинством танка была компановка, обеспечивавшая высокую защищенность экипажа
Главным достоинством танка была компановка, обеспечивавшая высокую защищенность экипажа

Машина имела ряд проблем. Так, масса достигла предела, что потребовало изготовления ряда деталей из титана. А вынесенная за корпус пушка оказалась уязвимой к загрязнению. Впоследствии это решили, установив на орудие кожух. Была заказана установочная партия в 50 машин, которые должны были попасть на испытания в 1992 году. Но развал СССР не позволил реализовать амбициозный проект.

В ходе ОКР было создано несколько вариантов перспективных машин - с дизельными и газотурбинными двигателями, и двумя вариантами шасси - с использованием элементов Т-64 и Т-80
В ходе ОКР было создано несколько вариантов перспективных машин - с дизельными и газотурбинными двигателями, и двумя вариантами шасси - с использованием элементов Т-64 и Т-80

В конце 1990-х часть наработок по проекту «Бунтарь» были использованы в новых танках России и Украины, но саму концепцию никто осилить не смог.

-11
Один из ходовых макетов несостоявшегося советского танка 4-го поколения. Проект был готов к испытаниям, но ликвидация страны поставила на нем крест.
Один из ходовых макетов несостоявшегося советского танка 4-го поколения. Проект был готов к испытаниям, но ликвидация страны поставила на нем крест.

Итоги

Как видите, многие решения, которые пытаются внедрить сейчас – в экстренном порядке, были отработаны четверть века назад. Танковые пушки увеличенных калибров, эксперименты с компоновкой – все это до сих пор не смогли довести до серийного производства. Сохранив уникальные наработки и решения, постсоветское танкостроение безвозвратно потеряло главное – время.

На фото - запасник Кубинского ЦМВС по состоянию на 2016 год. Обилие ржавых экспонатов хорошо иллюстрирует все вышесказанное.
На фото - запасник Кубинского ЦМВС по состоянию на 2016 год. Обилие ржавых экспонатов хорошо иллюстрирует все вышесказанное.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты о главных танках СССР и мира, навсегда изменивших образ бронетехники:

  • Пять танков, изменивших ход истории
  • 5 главных советских танков
  • ИС-7: опытный эталон тяжелых танков