Найти тему
Сашка с чашкой

Сначала карьера, потом - ребёнок? Пожалей ребёнка...

Говорят, что дети возрастных родителей умнее. Говорят, что сначала нужно получить образование, построить карьеру, и только потом – заводить детей. Да много чего говорят. Лучше бы молчали.

Потому что поздние дети – это почти стопроцентный риск испортить жизнь. Нет, не себе. Ребёнку.

В этом году некая моя родственница должна была закончить школу и поступить в некое учебное заведение, на которое она точила зубы с девятого класса. У Лены были все шансы.

Я говорю «должна была» и «были», потому что уже сейчас, до экзаменов, стало понятно: никуда девочка из своего условного кукуева не поедет. Нет, можно, наверное, поступить на то самое заочное отделение, заслышав о котором приличные работодатели кривят носы. Но…

Но, скорее всего, стоять Лене после школы на кассе красного магазинчика – и это в лучшем случае. Потому что у Лены – мама.

Маме 63 года. Кто-то в этом возрасте ещё косит под девочек, но этой - не повезло: она действительно старая больная женщина с минимальной пенсией, которая ухитрялась как-то подрабатывать, пока здоровье с ней вовсе не попрощалось.

Теперь жить маме не на что, отправлять дочь учиться – тем более, а сама она нуждается в ежедневном уходе. Дальнейший жизненный путь Лены вырисовывается предельно ясно.

Разумеется, мама не виновата. Мама долго и добросовестно училась, потом – работала, дослужилась до целого начальника отдела большой фабрики с окладом аж 200 рублей… Там было не до личной жизни, загруженность – огромная, коллектив – женский, карьера – на первом месте!

Потом фабрика рассыпалась, как и многие в лихие девяностые, мама работала, где попало, позже - встретила папу. Но семейной жизни как-то не вышло. Узнав, что далеко не юная подруга пожелала стать матерью, потому что «годы идут» и «часики тикают», папа предпочёл удрать, обозвав маму напоследок старой дурой.

Что делает порядочная 45-летняя женщина, если её бросают беременной? Правильно, рожает «для себя». Особо оголтелые типа Лениной мамы ещё и уезжают куда подальше, чтобы «этот подлец» не нашёл. То, что «подлец» и искать не станет, никому в голову не приходит. Об алиментах, понятно, речи тоже не идёт – ибо гордость не позволяет.

Они в общем-то нормально жили. Мама работала, пока могла. Работала много и тяжело, потому и так рано состарилась.

…А теперь перед хорошей девочкой Леной открыты все пути: хочешь – мой подъезды, хочешь – раздавай листовки, ещё можно пойти в местную путягу – единственное учебное заведение в их городке.

Мама отводит глаза и говорит, что надо было родить Леночку лет на двадцать раньше. Леночка улыбается и говорит, что всё будет хорошо. Волгоградский депутат делает умное лицо и говорит, что минимальные пенсии только у тунеядцев. А я – молчу.

Хотя стоило бы сказать, что так бывает редко: когда никто вроде бы не виноват, а что делать – не понятно. Когда женщина, которая вроде бы всё делала правильно – и карьеру строила, и аборт не сделала, и за мужиком бегать не стала, и дочь вырастила одна – оказывается у разбитого корыта.

Я не знаю, как правильно. Но, видимо, рожать, потому что «так положено» и «часики дотикали до критической отметки», всё же не стоит. А если и стоит – то пораньше, пока ножки бегают резвее и бессонные ночи переносятся проще.

Строить карьеру с ребёнком очень не просто, но и без ребёнка не угадаешь, где через пару лет окажется твоя карьера. В жизни всё слишком зыбко, чтобы можно было всерьёз рассчитывать: в 26 лет – вторая вышка, в 28 – кресло начальника, в 30 – замуж, в 35 – дети…

Если детей – хочется и возможности - есть, их надо рожать. Не дожидаясь «часиков».

Потому что самое страшное, что может сделать мать – стать неподъёмной обузой для своего ребёнка. Пусть рано или поздно это происходит почти со всеми – не это страшно. Страшно, если это случается, когда дочь сама ещё - ребёнок.