В современном мире осталось не так уж и много вещей, не затронутых всеобщей цифровизацией. Даже обыкновенные бытовые чайники можно включить, подсоединившись к ним через Wi-Fi и нажав соответствующую кнопку на смартфоне. Чего уж тут говорить о спорте. С каждым годом падает аудитория традиционных телевизионных трансляций, и пропорционально растёт число зрителей этих же трансляций в интернете, а вместо комментаторов люди читают твиты таких же фанатов, как они. В обществе всё явственнее чувствуется спрос на мнение своих выходцев, а не кем-то назначенных экспертов. А там, где есть спрос, будет и предложение. Как раз одно из них, под названием FanChain, мы подробно разберём сегодня.
Для начала посмотрим, какие оценки проекту поставили самые известные международные рейтинговые агентства. Из анализируемых нами 14 агентств FanChain оценён 6-ю. По большей части параметров проект получил средние оценки. Однако есть агентства, мнения которых выделяется из общей массы. На них стоит обратить внимание. Начнём с общей проработки проекта. ICObench, ICOholder и TrackICO поставили за неё 3.5 из 5, 3.74 из 5 и 9 из 14 балла, соответственно. Оценки, конечно, достойные, но не выдающиеся. А вот эксперты ICOmarks этот же показатель оценили в 8.1 балла, что выглядит намного лучше. То же самое можно сказать и о продвижении проекта в социальных сетях. ICOmarks и TrackICO считают, что оно находится на достойном уровне и ставят 8/10 и 8/9 баллов, соответственно. А вот ICOholder оценил этот показатель лишь в 2.11 балла из 5. С командой дела обстоят иначе. Удовлетворительные оценки за неё поставили ICOmarks (6 баллов из 10), ICOholder – 3.77 из 5, TrackICO – 2 балла из 4. И лишь ICO Token News оценило команду в 4.2 балла из максимальных 5. На самом ли деле агентства, поставившие низкие оценки правы, и проект ещё стоит дорабатывать по указанным направлениям, или лишь немногие, оценившие проект по достоинству, видят весь его потенциал? Попробуем разобраться в этом по порядку. И начнём, конечно, с продукта.
В первую очередь хочется отметить, что перед нами не только что сформулированная идея, наспех оформленная в белую книгу и распиаренная через соц.сети. Нет. FanChain является органичным продолжением запущенного в конце 2016 и, можно сказать, уже состоявшегося стартапа SportsCastr, который разработал одноимённое приложение для стриминга. В разное время приложение успешно использовалось такими медиакомпаниями как The Shadow League и USA Today Sports Media Group. Теперь же команда SportsCastr решила продолжить развитие своего продукта, создав целую экосистему, объединяющую фанатское движение всего мира. Экосистема FanChain будет состоять из следующих частей:
1) Токены FanChain;
2) Майнеры;
3) Кошелёк FanWallet;
4) Биржа FanExchange;
5) Платёжная система FanPay.
Не будем останавливаться подробно на каждом из перечисленных пунктов, т.к. все они описаны в белой книге. Отметим только, на наш взгляд, самый интересный момент: после того как пользователь создал контент, посвящённый конкретной команде, он получает токены FanChain, которые содержат данные о команде, для которой они создавались. При этом вы не сможете потратить свои токены на покупку сувениров, например, Chicago Bulls, если вы заработали их на создании контента для Utah Jazz. Однако в экосистеме всё же будут так называемые «универсальные» токены, которые можно будет использовать для приобретения товаров от различных команд. Помимо этого, все токены, выпущенные для команд, фанаты смогут обменять на бирже FanExchange. На наш взгляд идея кажется довольно интересной. Тем более, что в мире очень много фанатов, готовых часами создавать медиаконтент для любимых команд. Теперь давайте посмотрим, на команду самого проекта и постараемся понять, сможет ли она справиться с поставленной задачей.
Как говорилось выше, FanChain создаётся на базе уже зарекомендовавшей себя платформы SportsCastr, которая работает с 2016. Поэтому у руководителей проекта опыт в данной сфере довольно большой. Взять хотя бы CEO SportsCastr – Кевина Эйприла (Kevin April) – в спортивном бизнесе уже более 7 лет, став в апреле 2016 сооснователем спортивного интернет-портала SportBlog.com. А до этого два года работал в бизнес-инкубаторе BrandLab. Без сомнения, человек с таким опытом работы знает, как построить компанию с нуля. То же самое можно сказать и о CTO проекта – Питер Азуолас (Peter Azuolas). Он более 11 лет был ведущим разработчиком в том же BrandLab, после чего вместе с г-ном Эйприл работал в SportBlog.com в качестве CTO. Должность CFO в проекте занимает опытный финансист Эндрю Щупак (Andrew Schupak), который более 15 лет работал в банковской сфере. Это же можно сказать практически о каждом члене команды. Единственный вопрос возникает только при изучении профиля Тилии Барджил Блум (Talia Bargil Bloom) в LinkedIn: на сайте проекта она указана как менеджер по связям с игроками, в то время как у себя в профиле она не указывает, что как-то связана с FanChain или SportsCastr. Надеемся, что это всего лишь недоразумение, и Талия вскоре исправит его.
Рассмотрим белую книгу проекта. Она представляет собой вполне стандартный документ с описанием проблемы, существующей среди фанатского движения на данный момент, предлагаемых путей решения, экосистемы проекта и его команды. Особое внимание уделено именно экосистемы, занявшей порядка 28% белой книги. Сразу понятно, на что команда старалась сделать упор. Похоже, что из-за такого подробного описания экосистемы в белой книге не нашлось места ни оценке потенциала рынка, ни конкурентной среды, ни финансово-экономическим показателям, на которые проект планирует выйти после получения инвестиций. Казалось бы, что такая опытная команда должна понимать: без указанных пунктов инвесторы не могут в полной мере объективно оценить все перспективы проекта. Конечно, большинство ICO не анализирует в своих белых книгах конкурентов, не приводят планируемые финансовые показатели. Но это не значит, что этих пунктов быть не должно. Это как раз тот случай, когда на большинство равняться не стоит.
Как мы писали ранее, ICOmarks и TrackICO довольно хорошо оценили продвижение проекта в социальных сетях. Действительно, на данный момент написания обзора проекта почти 8000 подписчиков в Telegram. Достойный результат, особенно если учесть, что краудсейл начнётся только в следующем году. В Twitter и Facebook результаты скромнее – около 1500 и 1700 подписчиков, соответственно. В целом, результаты выглядят неплохо, и мы считаем, что оценки от ICOmarks и Trackico вполне заслужены, тем более что у проекта есть ещё почти 3 месяца, чтобы увеличить своё комьюнити.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что у FanChain есть очень весомые сильные стороны – опытная команда, работающая в спортивном бизнесе не один год, проработанная до мелочей экосистема проекта и растущее комьюнити. Остаётся лишь более детально проработать белую книгу и определиться со статусами некоторых членов команды. После этого, вполне вероятно, международные рейтинговые агентства пересмотрят свои оценки в лучшую сторону, и проект сможет набрать достаточно инвестиций для реализации своих планов.