Найти тему
mediametrics

Протестная культура вчера и сегодня

Оглавление

Культура

Александр Липницкий, культуролог, режиссёр, телеведущий, бывший музыкант группы «Звуки Му»

Протестная культура

Я диссидентов всегда очень уважал, это герои, я таким человеком не был. Если на кого-то из них внешне и похож, то ничего странного нет. Тогда у меня была большая чёрная борода, а русских диссидентов воспринимали всех бородатых.

Та же «Машина времени», в их строчках всегда искали какой-то скрытый смысл, и Джона Пила тоже считали в Великобритании. Рок-музыка – это вообще протестная культура априори.

Нынешний рэп – это порождение рок-культуры, это его дальнейшее развитие. Всё-таки рок-музыка была явлением абсолютно новым в конце 50-начале 60-х. Это то, что взорвало и изменило западный мир, а спустя четверть века и Советский Союз.

Хорошо бы рэп у нас взорвал ту застойную ситуацию, в которой мы опять оказались. Мы второй раз переживаем эти 70-е мучительные годы. Цензура всё-таки присутствует, если есть люди, запрещённые к показу.

Мой отчим Суходрев мне всегда говорил, когда я уже в районе 60 лет играл в футбол: «Саша, check your age», надо всё-таки соблюдать возраст. Не уходить в рэп всей душой и головой, но понимать, что это за культура, особенно нам, журналистам, это необходимо делать.

Я музыку люблю новую, лучший концерт прошлого года был Gorillaz в парке Горького, разрушенный невероятной грозой. Через 40 минут из-за сотен молний нам предложили всем уйти, потому что это было реально опасно. А вот уже Ник Кейв мне не понравился, мне показалось, что он полностью эксплуатирует старые достижения. Хотя в 80-е годы он был одним из первых людей на рок-сцене.

У Цоя были десятки первоклассных песен уровня лучших песен Высоцкого. Поэтому он стал легендой, а вовсе не из-за того, что он таким молодым погиб. Я считаю, что в первую очередь искусство, а потом уже судьба.

-2

Высоцкий и Галич

Сейчас очень много каверов Высоцкого, несколько масштабных концертов прошли к соответствующим датам. Можно к столетию со дня рождения Александра Аркадьевича Галича вернуться, который много лет пребывал в тени своего младшего соратника, Высоцкого.

Были скалькированы вот эти концерты Высоцкого, где Галича пели и достойные люди с моей точки зрения, и недостойные творчески и идеологически. Я этих людей особенно не воспринимаю, которые сами по себе, может быть, и неплохие артисты, но совершенно не того уровня сознания личности. И возникает такая каша, чисто русский безвкусный ералаш, когда и мухи, и котлеты вместе. И то же самое работает на мегаконцертах в день рождения и день памяти Высоцкого. Но мне показалось, что песни Галича в меньшей степени подвержены эрозии со стороны эстрады, и мне кажется, что повторных экспериментов не будет.

Я просто большой фанат Галича и считаю, что он нисколько не уступал Высоцкому в музыкальности точно, а уж в профессионализме даже превосходил. Я имею в виду его лексику. Я даже читал воспоминания о нём, когда он пришёл на радио «Свобода», насколько он там поразил всех своим профессионализмом. Как диджей – он же там вел свои литературные передачи – он был невероятно хорош.

«Звуки Му»

Образ, который создал Мамонов на сцене, был – для Запада во всяком случае – определяющей формулой успеха. В Советском Союзе – в первую очередь его прекрасные стихи и совершенно удивительный ритм. Я бы даже не мог найти в русском роке группу, которая могла бы создать такой индивидуальный ритм, который не имеет аналогов в мировой музыке. Я ценю Мамонова, как человека, который лучше всех его знает, именно за тот ритм, поэтому он меня и уговорил в 1983-м году взяться впервые в 31 год за гитару. Это беспрецедентный случай, чтобы человек подошёл к музыкальному инструменту в таком возрасте, так не бывает. Но меня настолько впечатлило то, что Пётр выдумал, и я подумал, что должен вложить все свои силы в этот проект, и у нас получилось.

Этот проект недооценен, но по нашей вине, по вине самой группы, потому что группа распалась, только-только добравшись до верхушки пирамиды, ещё даже на неё не встав. У нас не было стадионных концертов, мы не успели, и в этот момент Мамонов в силу своего парадоксального склада ума распустил группу в надежде, что он может и на Западе пойти дальше один.

-3

Это была ошибка, это была с его стороны наивная мечта, потому что на Западе сразу отказались от человека, который настолько непредсказуем. Деньги были вложены в этот проект, у нас должен был быть второй альбом на Time Warner, одной из крупнейших компаний мира. И они подумали, что раз уж он со своей группой так поступил, с ним опасно иметь дело. Но дальнейшая его жизнь показала, что по-своему он прав, потому что он никогда в жизни не повторился. Все его программы настолько оригинальны, у него есть прекрасный альбом, где он записал звуки метро. Другое дело, сколько купит людей, кому интересно слушать звуки метро. Тем не менее, это вклад в мировое искусство.

И последний его проект «Читая Исаака Сирина» очень интересный. Он пошёл по пути полного отказа от коммерческого использования своего дара. И в кино он от многих приглашений отказывается, если они ему не ложатся по сердцу.

Зоопарк Советского Союза

Советский Союз – это действительно была тюрьма или психушка. Она была не комфортная, просто в Москве она была комфортнее. Люди попадают в тюрьму по новой не потому, что изначально плохие, а потому, что привыкают к ней, она для многих людей является отдушиной. Или как люди в сумасшедший дом попадают всегда повторно, и потом ещё, и ещё, тоже привыкают, там о тебе заботятся, микроклимат. Так что и Советский Союз как большая зона: кто его не хлебнул, для тех является приманкой, где все за тебя было продумано. А сейчас человеку надо бороться. Далеко не все люди готовы к борьбе.

Евгений Додолев, российский журналист, автор программы «Мимонот» на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru

-4