(Pretty Woman, 1990, США)
Как гласит голливудская мудрость, если вы долго стоите на панели, то однажды увидите, как рядом с вами притормозит миллионер на крутой "тачке". И задаст не стандартный вопрос "Эй, почём?", а поинтересуется, как проехать в библиотеку. Ну или в другое респектабельное заведение, неважно. Важно то, что именно вы показались миллионеру наиболее авторитетным источником топографической информации во всей вашей "панельной" тусовке, а это дорогого стоит. Во всех смыслах. И в том, что перед вами вдруг забрезжил шанс стать миллионершей, и в том, что подработать GPS-навигатором за те же деньги куда легче и выгоднее, чем обслуживать клиента по своему рабочему профилю.
Короче говоря, не надо щелкать клювом, а надо хватать быка за рога. Или же тактически грамотнее: одной рукой за рог, а другой за яйца. Что и проделала в "Красотке" героиня Джулии Робертс Вивьен. Причём не прилагая к этому ни физических, ни интеллектуальных усилий, так как "бык" ей попался настолько бесхребетный, что почти и не дёргался, а лишь покорно мычал в тряпочку.
На самом деле "Красотка" - фильм, безусловно, феноменальный. Этот беспардонный набор всех попсово-мелодраматических трафаретов внезапно окупился в прокате аж 33-кратно и стал едва ли не культовым. При том, что Вивьен на пути к своему успеху и пальцем о палец не ударяет. Даже свой счастливый "лотерейный билет" в виде расшаркивающегося перед ней миллионера она не покупала - он сам волею сценариста упал с неба прямо к ней в руки.
Взяв за основу сценария пряничную сказку о Золушке, авторы "Красотки" пошли по пути ещё меньшего сюжетного сопротивления, хотя, казалось бы, куда меньше-то? Как бы то ни было, местная "золушка" не обладает вообще ни одним хоть сколько-нибудь заметным талантом. Давайте вспомним, что она умеет помимо, так сказать, своих профессиональных навыков. Загибаем пальцы: итак, Вивьен водит машину... Помнит несколько прочитанных фактов из журнала "За рулём"... Хм, да вроде бы всё. Ах да, возможно, кто-то ещё заметит, что она играет в шахматы. Только нам не показывают, действительно она играет или просто двигает наобум фигуры, а Эдвард (Ричард Гир) ей поддается. В любом случае, даже станцевать на балу и потерять туфельку для нашей "золушки" в тяжкий лом, поэтому её сходу поселяют к принцу во дворец и заваливают новыми туфельками и прочими ништяками. Где Вивьен затем бьет баклуши целую неделю, выбираясь наружу лишь для шопинга и в качестве эскорта своего работодателя. Причем последняя работа опять же не требует от неё никаких умений. А то, что она прежде не знала - например, правила столового этикета, - этому её великодушно научит... администратор отеля, где Эдвард снимает пентхаус. Вопрос, почему администратор вдруг проникся ярой симпатией к Вивьен и стал её другом, советчиком и опекуном, тоже останется загадкой. Ну, если, конечно, исключить из числа ответов чисто "гусарские" варианты.
Нет, действительно, как так-то? И не надо втирать мне по ушам про внезапную любовь с первого взгляда, нюха или чиха, которой миллионеры тоже якобы подвержены. Верю, что да, всякое порой бывает. Но даже если так, почему написанный об этом сценарий настолько беспомощен с драматургической точки зрения? "Я была никем, и вот теперь катаюсь, как сыр в масле, мой джин исполняет все мои желания, а под конец оборачивается прекрасным принцем и женится на мне"? Такое ощущение, что всем, кто шёл на это кинотеатры, в детстве и правда запрещали читать сказки. Но ведь даже в самых волшебных сказках герои на пути к своему счастью непременно преодолевают трудности, а не просто откупаются от них деньгами, как в "Красотке".
Кстати, весьма красноречиво её героев характеризует сцена, где "замарашку" Вивьен выпроваживают из гламурного бутика. После чего она плачется своему богатенькому буратино Эдварду и они идут издеваться над продавцами... другого бутика! "Не меня облизывай, её облизывай!" - приказывает менеджеру Эдвард, кивая на Вивьен, которая тоже кайфует от вида унижающихся перед нею продавцов. И которая - кто бы сомневался! - не отказывает себе в удовольствии зайти на обратном пути в тот магазин, где её давеча обидели. Затем чтобы мелочно - ну чисто по-миллионерски! - потрясти перед тамошними негодяями своими покупками и фыркнуть: "Ха-ха, выкусите - а ведь я могла бы купить всё это у вас!"... И вот Зло втоптано в грязь. И, конечно, зритель верит, что после столь ужасной мести от хрен-знает-кого продавцы того бутика семь ночей не спали и нервно прокурили все окрестные тамбуры.
***
В общем, а самое забавное в том, что первоначальный вариант сценария был другим, реалистичным и жизненным. В той истории Вивьен сидела на кокаине и Эдвард ставил ей условие, что для получения денег она должна завязать. Но "золушка" с достоинством истинной наркоманки не поддалась на эту гнусную провокацию принца. И продолжала угашиваться коксом даже у него в объятьях: дескать, ишь чего захотел - чтобы я изнывала от скуки в твоей роскоши на трезвую голову! Итог этих семидневных мучений Вивьен тоже был ожидаем: Эдвард швырял ей в лицо деньги, выбрасывал её из машины посреди улицы и отчаливал восвояси. А героиня и её лучшая подруга, коллега по панели, уезжали на автобусе в Диснейленд, куда первая якобы мечтала попасть с детства. И наверняка с целым пакетом кокса, ибо что ещё делать-то в Диснейленде двум наркоманкам с тремя тысячами долларов в кармане?
К несчастью, этот сценарий был отвергнут продюсерами и переписан в то кукольное фэнтези, каким мы его знаем сегодня. И какое по странной причине вдруг стало классикой, хотя, казалось бы, в те годы зрителей на столь шаблонной мякине было уже не провести. Но зритель почему-то всё равно с радостью на неё повелся. А кто-то ведётся до сих пор, особенно в России, чей Кинопоиск, судя по рейтингам, любит "Красотку" аж на целый балл сильнее, чем IMDb (7,9 против 7,0).
Ну просто чудеса в решете и весёлая карусель!