Ругать ЕГЭ просто и модно. Он заставляет все старшие классы натаскивать детей на сдачу экзамена, он неправильно составлен, он не позволяет выявить лучших учеников для лучших ВУЗов и т. д. Вся критика давно на слуху, и существует столько же, сколько ЕГЭ. А тем временем самому экзамену, как основной форме аттестации, уже 10 лет.
Даже появился термин из новояза "поколение ЕГЭ" или "жертвы ЕГЭ", относящийся к молодым людям и предполагающий, что они глупы и невежественны. Я считаю, что этот термин придумали с недобрыми намерениями. Но обо всём по порядку.
Не будем касаться содержания конкретного экзамена, а поговорим о самом инструменте и тех, кому он может сильно усложнить жизнь. Как водится, на примерах.
Пример 1. Связи.
Эдик живёт в столице и происходит из семьи потомственных интеллигентов на хороших должностях. До введения ЕГЭ он как-нибудь закончил бы школу и его дальнейшая карьера была бы уже предопределена. Автоматическое поступление в ВУЗ, где имеются хорошие связи в приёмной комиссии, а затем карьера под родительским тёплым крылом. Но тут "БАХ!" и вводится ЕГЭ. И теперь мальчик должен потеть и зубрить, чтобы вместе с остальными сдавать единый экзамен. И если он его завалит, то никакие связи не помогут ему поступить. Стресс? Стресс.
Пример 2. Провинция.
Ваня живёт в деревне. Он растёт смышлёным, прилежным мальчиком и хорошо учится в школе. Раньше он мог лишь очень приблизительно узнать какие требования имеются для поступления в тот или иной ВУЗ. Родителям пришлось бы серьёзно поднапрячь свой небольшой семейный бюджет, чтобы Ваня поехал в дальний город сдавать вступительные экзамены. Теперь же требования известны заранее. Результат экзамена уже на руках и можно даже оформить документы для поступления не вставая с дивана (правда пока не во все ВУЗЫ). Удобно? Удобно. Городскому жителю Пете стало сложней поступить, потому что Вани из провинции с хорошими баллами ЕГЭ теперь претендуют на его место, даже находясь за тысячи километров.
Пример 3. Обратная связь.
Есть обычная, ничем не примечательная, школа. В ней год от года сдаются выпускные экзамены. Оценки неплохие, двоечников нет. И тут "БАХ!" и вводят ЕГЭ. И у школы тут же начинаются проблемы с успеваемостью. Потому что некоторые местные отличники сдают его только на тройки. А троечники, так и вообще сдать не могут. В пору говорить о том, что ЕГЭ отупляет детей. Или нет?
Мы рассмотрели, как ЕГЭ вскрывает проблемы, которые до его введения просто невозможно было обнаружить. Никто особо не собирал статистику по школам, чего после выпуска добились их ученики. А теперь всё на виду. Объективная оценка. Критерий может быть плохим (это тема для отдельной профессиональной дискуссии), но он объективен. Никто не отслеживал качество работы приёмных комиссий в ВУЗах, а теперь - пожалуйста. Объективный критерий. И никто не задумывался о сегрегации образования по географическому признаку. А теперь - пожалуйста. Можно исследовать по регионам и принимать меры. Можно также вытаскивать талантливых детей из провинции.
Так что введение ЕГЭ как системы всё-таки приумножает справедливость, даже при всех его недостатках.