Французский художник и скульптор Жан-Леон Жером был одним из ярчайших представителей стиля академизм второй половины XIX века. Он оставил после себя великолепные портреты современников, монументальные изваяния, жанровые полотна и картины с библейскими сюжетами. Однако одним из самых успешных направлений в творчестве мастера стал, пожалуй, ориентализм.
Жером впервые побывал на Востоке в 1853 году. Эта непродолжительная поездка и посещение Константинополя произвели на художника неизгладимое впечатление.
Через два года Жером в компании друзей посетил Египет. Путешествие художника пролегало по классическому туристическому маршруту. Группа поднялась вверх по Нилу до Каира с заходом в Фаюм, затем двинулась до Абу-Симбела, вернулась обратно в Каир, откуда через Синайский полуостров отправилась в Иерусалим и Дамаск.
Во время поездки Жан-Леон Жером сделал массу набросков и приобрел множество колоритных костюмов для своих композиций. Путешествие вдохновило художника на великолепную серию жанровых и религиозных работ, а также североафриканских пейзажей.
Однако наибольшей популярностью у избалованной публики пользовались не натурные полотна художника, а постановочная серия картин с сюжетами из восточной гаремной жизни.
Салонная аристократия желала окунуться в роскошный быт султанов и падишахов. Жером дал зрителям то, чего они хотели.
Одной из самых знаменитых салонных работ художника стало полотно «Бассейн в гареме». Картину Жерому заказал русский император Александр III. Работа была окончена в 1875 году, но полотно некоторое время оставалось во Франции.
«Бассейн в гареме» выставлялся на Парижском салоне 1876 года, где не снискал благосклонности критиков. Тем не менее, полотно понравилось простым зрителям, и через два года его сюжет перекочевал на рекламный плакат американского виски «Belle of Nelson», вызвав в США скандал из-за фривольного содержания.
Примерно в это же время картина была доставлена в Россию, где хранилась в императорской галерее Аничкова дворца. После революции «Бассейн в гареме» был реквизирован большевиками. Вместе с остальными произведениями искусства он был отправлен в Эрмитаж.
Картина входила в экспозицию в течение многих лет, пока весной 2001 года неизвестный среди бела дня не вырезал полотно из рамы и, прихватив его с собой, скрылся с места преступления. Расследование похищения, длившееся годами, никаких результатов не принесло. Искусствоведы уже попрощались с картиной, но история получила дальнейшее развитие.
Зимой 2006 года в Госдуму позвонил, а затем подбросил сверток анонимный «доброжелатель», так и оставшийся неизвестным. Внутри обнаружилось грубо сложенное вчетверо живописное полотно «Бассейн в гареме». В течение четырех лет лучшие реставраторы бились над спасением многострадальной картины.
Работа по восстановлению была окончена в 2007 году. К сожалению, полностью восполнить нанесенный ущерб так и не удалось. На полотне остались заметные следы сгибов и заломов. Тем не менее, картину великого французского художника удалось спасти от гибели и вернуть зрителям музея.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
Вам будет интересно:
Сэйки Курода: Японский эмиссар европейской живописи
Феликс Валлоттон: Из яркого авангарда в сухой реализм