Европейский фаворит сезона 2016 года пускается во все тяжкие на границе в пропасти между ужасами современной жизни среднего класса и того, что поближе к земле. «Тони Эрдманн» неповоротлив и монструозен, уходя от формальности, решает задачи ежесекундно. Голый запрос на столкновение, провокацию и эпатаж стал похоже в 2016 году самым совратительным для большого европейского кино, вмещающего в себя всё попадающее под горячую руку окружение без разбора - тем же самым грешила Elle Пола Верховена, и оба фильма были обласканы публикой. «Тони Эрдманн» во многом из той же оперы - только дай ему открыть рот, кино это не остановить, оно и в чужой огород залезет и Европу съест. Потеря частности, сдержанности и изящности, учитывая искусственную природу дозированных инъекций человеческого ничем не оправдана. Однако всё-таки «Тони Эрдманн» если хотя бы не на сюжетном поприще, то в частичном заполнении оказывается куда лучше старческого фильма Пола Верховена - всё же явственно чувствуется нечто живое и личное в безжанровой трагикомедии Марен Аде, всё же воспринимаешь некое желание не ставить точки, а оставлять вопросы, в конце концов здесь замечательно легко и комфортно всё разыгрывается - от экрана за почти три часа не оторваться.
Кино так и остается безобразным романом, предлагая такой популярный современный пафос «отстраненного автора» и фоновой объективной реальности, из-за чего в цельном виде вряд ли может полноценно понравиться и полюбиться, несмотря на старательно очищенных и обаятельных персонажей. Тем не менее, отдельные удары сердца здесь слышишь, в самых обычных деталях «Тони Эрдманн» демонстрирует постоянное желание нащупать и вскрыть нерв, пронзить конфликтом без привязки к грузному сюжету, с помощью выразительности сцены. И если и не с очеловечиванием, то по крайней мере с маленькой миссией «возвышения момента» оно справляется. Отличное, не достигающее больших высот, болтливое, но достаточно разумное и запоминающееся талантливое кино.