Найти тему

Музыка в рекламе

Слышите, как праздник к нам приходит?
Слышите, как праздник к нам приходит?

Роль музыки в рекламе — вопрос не столько музыковедческий, сколько психологический, но всё равно очень любопытный.

В торговле вообще музыка может выполнять три совершенно разные роли:

  • создавать приятное пространство, в котором хочется побыть подольше,
  • создавать, наоборот, неприятное пространство, из которого хочется поскорей уйти,
  • создавать максимально навязчивый мелодический оборот, который против воли останется в памяти и будет постоянно напоминать о товаре.

"Приятное пространство" стремятся создать в больших магазинах и торговых центрах. Ведь чем дольше человек ходит по магазинам, тем больше вероятность, что он купит что-нибудь ещё.

Что за музыка нужна для этого? Прежде всего, конечно, красивая, но при этом неяркая и ненавязчивая, незапоминающаяся. Ведь услышав что-то гипнотически прекрасное, покупатель просто замрёт среди стоек с товарами и забудет о покупках! Такого не должно случиться. И для торговых пространств существуют собственные музыкальные стили: лаунж и чиллаут. В этих стилях никогда не появится шедевров: ведь идеальный лаунж — тот, который как бы и вовсе не существует. Иногда такое оформление называют даже не "музыкой", а "звуковым дизайном".

Неприятное пространство создают обычно в дешёвых кафе. Каждый, вероятно, побывал в таком, где невозможно находиться из-за грохота примитивной электроники, плохой попсы или ещё какой-нибудь дряни. Её никогда не сделают тише, как ни проси. Цель такого "музыкального оформления" именно в том, чтобы посетители не засиживались.

А яркий и навязчивый мелодический оборот сродни слогану или удачному названию товара, но ещё полезнее для продавца, потому что запоминается быстрее — иной раз с единственного повторения. Любой хотел бы иметь такой для своей рекламы, но создать его не так-то просто.

Какую рекламную музыку мы помним до сих пор?

Но если "Праздник к нам приходит" не раз перепевали как настоящую песню поп-певцы, то стандартный рингтон Нокиа удостоился куда более почётной судьбы!

Музыканты используют его как тему для вариаций или как "джазовый квадрат" (что в сущности то же самое).

***

А что было раньше?

И когда это началось?

Для яркого рекламного мотива есть свой термин — джингл — хотя на русском языке это слово означает обычно радиопозывные. Сочинение джинглов — целая профессия, хотя мало кому удаётся создать "бомбу", чаще музыка забывается вместе с рекламой.

(Например, в фильме "Коррина, Коррина" 1994 года главный герой занят как раз сочинением джинглов и страдает из-за творческого кризиса).

А самый первый джингл появился... в далёком 1929-м году!

Тогда не было ни интернета, ни телевидения. Рекламная песенка прозвучала по радио. А говорилось в ней про хрустящие хлопья для завтрака.

...Прекрасные певцы, слаженный квартет и ультрамодная в то время, но достаточно богатая и сложная джазовая гармония. Первый джингл задал определённую планку качества!

-2

В пятидесятые настал расцвет. В то время появлялись даже целые рекламные мюзиклы. Самый знаменитый из них, "Design for Dreaming", посвящён автовыставке от General Motors "Motorama". Он вышел в 1956-м году.

Забавно, что добрая половина мюзикла посвящена рекламе не автомобилей, а... новейшей высокотехнологичной кухни, причём полностью вымышленной. Роботизированной и программируемой. С цветными экранами высокого разрешения. Только до тачпадов не дошла мысль фантастов 50-х, управляется кухня всё же кнопками... Кухонь таких не существует до сих пор :)

***

Однако самое начало истории лежит ещё дальше в прошлом. Когда-то рекламные песенки выходили как обычные песни и романсы — в нотах.

Так, в 1915-м году вышла песенка "You Can't Afford To Marry If You Can't Afford a Ford" ("Если ты не можешь позволить себе "Форд" — никто не пойдёт за тебя замуж").

Это было нечто вроде "продакт плейсмента". Точно так же сейчас в фильмах могут мелькнуть на экране конкретные марки продуктов, электроники и т.п. Автомобили казались людям той поры невероятно крутым изобретением, воплощением будущего — так же, как внукам этих людей будут казаться космические ракеты. И поэтому песен про автомобили появлялось очень много.

Рекламщикам оставалось только подставить в текст конкретную марку.

Обложка.
Обложка.

В 1922-м году появилась рекламная песенка "Take Me on a Buick Honeymoon" ("Медовый месяц с Бьюиком").

Да, автомобили ассоциировались ещё и с романтикой и флиртом! Что может быть прекраснее, чем свободно путешествовать вдвоём на шикарном мощном автомобиле?

Обложка песни.
Обложка песни.

Нам сейчас сложно представить, чтобы откровенно рекламную музыку люди покупали (интернета и интернет-пиратов тогда не было!), разучивали ноты и пели.

Но время было другое и всё воспринималось иначе...

А какая рекламная музыка запомнилась вам?

Ссылки:

Музыка из рекламы - сообщество Вконтакте.

Подборка песен из рекламы.

Джинглы 60-х и 60-х.

18 самых знаменитых джинглов США.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!