Найти тему

«Персей» — первенец советского научного судостроения

После Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эра в освоении Севера. Советское правительство понимало важность быстрейшего использования богатейших природных ресурсов полярных районов нашей Родины. На смену энтузиастам-одиночкам пришли хорошо организованные экспедиции, которые в кратчайший срок продвинули дело изучения советского Севера далеко вперед. Для проведения комплексных научно-исследовательских работ в морях Северного Ледовитого океана необходимы были специальные суда, и советская наука получила их.

На конверте Министерства связи СССР, выпущенном в 1979 году, запечатлен первенец советского научного судостроения — специальное океанографическое судно «Персей». Это парусно-моторное судно внесло огромный вклад в изучение полярных морей и организацию рыбного промысла. Оно принадлежало Плавучему морскому научно-исследовательскому институту (Плавморнину), созданному по инициативе В. И. Ленина.

В распоряжение Плавморнина был дан ледокольный пароход «Соловей Будимирович», впоследствии переименованный в «Малыгина». Первый опыт научно-исследовательского плавания показал, что этот пароход мало приспособлен для проведения научных работ, и ученые подняли вопрос о создании специального исследовательского судна. Тогда в распоряжение института был предоставлен корпус недостроенного зверобойного судна «Персей». Это деревянное судно было заложено в 1918 году для известного зверопромышленника Могучего, которого установление Советской власти на Севере вынудило бежать за границу. Недостроенный «Персей» остался на приколе в районе Лайского дока (на реке Лае Архангельской области).

Для оборудования судна ученые добились разрешения на использование затонувшего буксира «Могучий», ранее принадлежавшего тому же зверопромышленнику, и на снятие необходимой арматуры с судов, стоявших на корабельном кладбище. Строительство первого научно-исследовательского судна проходило в нелегкие для молодой Советской республики годы. Сокращалась численность Северного флота, так как не работали многие заводы и фабрики и некому было ремонтировать суда. Часто вполне работоспособные суда, но требующие ремонта, попадали на корабельное кладбище. Исправное оборудование с них и было использовано строителями «Персея». На нем была установлена снятая с буксира «Могучий» паровая машина. Медные иллюминаторы и паровой свисток были взяты со сторожевого судна «Гориславна», с броненосца «Чесма» — электрооборудование, провода, осветительная арматура, с одного из эсминцев — динамо-машина для обеспечения электроэнергией всех служб «Персея». С судов на корабельном кладбище были взяты якоря и брашпиль, вентиляторные трубы и кнехты, шлюпбалки, лебедки и многое другое. С потерпевшего аварию в 1922 году и полузатонувшего ледокола «Лейтенант Драйер» Плавморнину было разрешено снять штурманское оборудование. Так многие суда старого флота дали жизнь первенцу советского научного судостроения.

Ремонт и оборудование «Персея» проводились, в основном, силами сотрудников института с привлечением отдельных заводских специалистов. В результате самоотверженного труда строителей 7 ноября 1922 года на «Персее» был поднят флаг СССР. Таким образом, первое судно, построенное на Севере после Великой Октябрьской революции, было научно-исследовательским!

Всю зиму и весну 1922—1923 гг. на «Персее» шел монтаж силового и научного оборудования. Один из молодых сотрудников института В. М. Голицын разработал рисунок вымпела для судна — на синем фоне семь основных звезд созвездия Персей. Под этим вымпелом «Персей» плавал до конца своих дней и как эстафету вместе со своим именем передал другим научно-исследовательским судам Севера.

Испытательное плавание показало, что советская наука получила в свое распоряжение отличное, хорошо оборудованное судно. Для своего времени оно было наиболее совершенным кораблем науки в мире и не устарело даже через 18 лет своей службы в суровых условиях Севера. Деревянный корпус «Персея», способный противостоять натиску льдов, имел сплошной набор — толстые шпангоуты стояли почти вплотную друг к другу, с наружной и внутренней стороны они были обшиты толстыми сосновыми досками, а по ватерлинии шел пояс утолщенных дубовых досок. Окованный железом форштевень имел большой наклон, что позволяло судну при столкновении с ледяным полем подниматься на льдину, а не врезаться в ее кромку. Обводы корпуса напоминали обводы знаменитого «Фрама» — были яйцеобразной формы, поэтому в случае сжатия судно выдавливалось наверх.

По парусному вооружению это была гафельная шхуна. Пять лабораторий и библиотека размещались в носовой рубке, еще три лаборатории были в кормовой рубке. Всего на судне имелось 40 спальных мест, 16 из них предназначались для научного состава. Ученые располагались в небольших двух- или четырехместных каютах.

В свое первое экспедиционное плавание «Персей» вышел 19 августа 1923 года под командованием капитана П. И. Буркова. С этого дня началась его научная вахта, которая длилась почти 18 лет и была прервана началом Великой Отечественной войны. За это время «Персей» совершил более 80 научно-исследовательских рейсов в морях бассейна Северного Ледовитого океана, общая протяженность исследовательских разрезов приближалась к 200 тысячам километров. В море «Персей» пробыл более 2000 суток. Девять плаваний было совершено в районе Гренландии.

Исследования, проведенные на борту «Персея», помогли решить многие промысловые и судоводительские проблемы, стоявшие перед моряками Северного флота. На «Персее» зародилась, развивалась и совершенствовалась методика комплексного исследования морей. Свыше тысячи научных работников и студентов, среди которых были такие выдающиеся деятели советской науки, как океанолог Н. Н. Зубов, океанолог и гидробиолог В. Г. Богоров, гидрохимик О. В. Бруевич, геофизик В. В. Шулейкин и многие другие, работали на борту первенца советского научно-исследовательского флота. «Персей» был настоящей кузницей научных кадров советской океанологии. Молодые ученые, получившие закалку и первые навыки научных исследований на борту «Персея», впоследствии работали практически на всех морях Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны «Персей» был мобилизован и стал нести дозорную службу на подступах к Кольскому заливу. Во время проведения эвакуации семей пограничников из Эйна-Губы он был атакован фашистскими самолетами и затонул недалеко от берега. Вскоре его корпус был использован саперами для создания причала в бухте. Так первенец советского научного флота и после своей гибели продолжал служить людям.

Сейчас под флагом «Персея» плавают современные научно-исследовательские суда Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) и среди них — «Персей-З».

-2

На юбилейном пленуме, посвященном 50-летию советской океанологии, который проходил в московском Доме ученых 10—12 марта 1971 года, проводилось памятное гашение. На штемпеле изображен «Персей» на фоне современного научно-исследовательского судна «Академик Курчатов». Так автор рисунка художник Ю. Арцименова подчеркнула преемственность в развитии советской науки.

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!