Честно говоря, вначале я не поверила своим глазам. Такого не может быть написано в официальном документе. Ан нет... Действительно написано. Во втором абзаце документа описывались возможные признаки фирм-однодневок (в письме они назывались не иначе как "налогоплательщики, имеющие ряд признаков, свидетельствующих о возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности"). В числе признаков: присутствие на допросе должностных лиц налогоплательщика представителя (адвоката) - что, мягко говоря, удивляло. Мне до ознакомления с оным опусом казалось, что это гораздо более правильно и естественно в правовом государстве - прийти на допрос в налоговую с представителем, сведущим в юридических вопросах... Кроме того, деятельность налогоплательщика могла показаться налоговикам подозрительной, если налогоплательщик ошибся в порядковом номере корректировки при подаче уточненной декларации; создал организацию в 2017 году (тем, кто решил открыть свой бизнес в этом году, явно не повезло) и т.д. Все это можно было прочитать в письме Минфина и ФНС от 10.07.2018 г. N ЕД-4-15/13247...Это письмо, в котором была дана Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций.
На самом деле, правовой статус этого документа изначально был не очень понятен. Ибо не ясно, на каких нормах НК РФ, он базировался. В Налоговом кодексе есть понятие "непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)" и соответственно санкции за подобные действия, есть ситуации, когда форма отчетности может считаться не представленной (например, отчетность по страховым взносам, если есть расхождения в определенных (а далеко не любых) показателях, указанных в ст.431 НК РФ) и санкции в том случае, если не будет своевременно предоставлен уточненный расчет в случае выявления таких расхождений... А вот про аннулирование отчетности в одностороннем порядке там, увы, ничего не написано...
В Минюсте, куда было отправлено обращение с просьбой оценить законность данного документа, оригинальных мыслей создателей инструкции, видимо, тоже не оценили, и предложили налоговикам письмо отозвать, что те и сделали (письмо Минюста России от 10.10.2018 г. № 01/133775-ЮЛ; письмо ФНС РФ от 02.11.2018 г. № ЕД-4-15/21496).
Стоит обратить внимание на то, что налоговики и до выхода в свет вышеназванной инструкции иногда отказывались принять декларацию по НДС со ссылкой на недобросовестность налогоплательщика, недостоверность и неполноту сведений в представленной налоговой декларации. Что послужило основанием для рассмотрения дела в арбитражном суде Западно-Сибирского округа.
Этот суд, в который обратился налогоплательщик, оспаривая действия инспекции, встал на его сторону, обратив внимание на то, что существует ограниченный перечень оснований для непринятия налоговой декларации, определенный нормами НК РФ и разработанным в соответствии с ними Административным регламентом. Соответствующего основания для непринятия декларации у налогоплательщика в этих документах не названо. А потому суд признал незаконными действия налоговой инспекции по непринятию декларации по НДС. Вышестоящая инстанция, куда налоговики отправили жалобу, оставила решение и постановление нижестоящих инстанций в силе (см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 25.07.2018 г. по делу N А67-9224/2017).