Найти тему
Русский мир.ru

Лучшие традиции воспитания

Для того чтобы видеть будущее, достаточно быть внимательным к тому, чем живут наши дети

Справедливость, любовь к Родине, честность, служение семье и Отечеству – это ценности, которые помогает прививать духовно-нравственное образование. Актуальные вопросы воспитания молодежи в российской школе стали темой круглого стола «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», который состоялся 30 января 2019 года в стенах Государственной думы.

Текст: Андрей Сидельников, фото предоставлено журналом "Столичное образование"

Мероприятие прошло в рамках VII Рождественских парламентских встреч XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной думы, архиереи и священники Русской православной церкви, представители Министерства просвещения РФ, Российской академии образования, а также эксперты.

НА СТОРОНЕ ДОБРА

В нашу страну образование пришло вместе с христианством, а в тяжелые времена, в период монголо-татарского ига, культуры и образованности оставалось ровно столько, сколько их оставалось в монастырях и церквях. Об этом заявил ведущий круглого стола, председатель комитета Государственной думы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он добавил, что в России образованность церковная, православная предшествовала образованию светскому, и такая специфика существовала на протяжении многовекового становления государства. Он попросил не забывать и о вкладе других конфессий в нашу общую культурную и образовательную матрицу.

Вячеслав Никонов напомнил, сколько людей в нашей стране, составлявших цвет культуры и гордость нации, имело духовное образование. «Если мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то это воспитание всего комплекса ценностей, в котором свобода исключительно важна – это возможность самовыражения каждой личности, но это и ценность жизни каждого человека», – отметил он.

Ведущим круглого стола выступил Вячеслав Никонов
Ведущим круглого стола выступил Вячеслав Никонов

Роль церковной геополитики недооценивалась в последнее время, но она становится очевидной в свете идеологического и морального раскола, который сейчас проходит на Украине, сказал Вячеслав Никонов. Он добавил, что этот раскол проходит через веру, и ему необходимо уделить внимание в образовании.

По словам Вячеслава Никонова, в духовно-нравственном воспитании важно прививать систему ценностей, в которую входят свобода и ответственность, честь и честность, совесть и справедливость, любовь к Родине, служение Отечеству, Богу и семье.

БУДУЩЕЕ РАСТЕТ С НАМИ

Задача образования выходит далеко за пределы области обучения и передачи знаний, считает митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов). Для того чтобы видеть будущее, не нужно быть пророком, уверен он, достаточно быть внимательным к тому, чем живут наши дети.

«Они будущее, которое формируется, изменяется и растет вместе с нами и, надо сказать, в прямой зависимости от нас. Мы можем и, видимо, просто обязаны сделать это будущее лучше», – заявил митрополит, добавив, что для этого нужно это будущее воспитывать.

Он отметил необходимость разработки учебных пособий по религиозным культурам, отвечающих на актуальные запросы молодежи. Митрополит также остановился на недостаточном финансировании деятельности частных православных образовательных организаций, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт.

«Каждая православная школа – это попытка возрождения лучших традиций отечественного образования в современных условиях. Я бы сказал, что это подвиг, который свидетельствует о жизнеспособности духовного опыта православия и его применимости в современной школе», – отметил митрополит, добавив, что работа таких школ – это один из лучших примеров государственного церковного сотрудничества в образовании.

БОРЬБА ЗА УМЫ

«Ребенок живет в обществе, его окружает среда, у него есть родители, у него есть семейное окружение, его родственники, приятели, – сказала заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина. – Не должно получаться так, что в школе мы говорим о том, что сегодня важно и нужно, а когда ребенок попадает в общество, он не видит того, о чем мы говорим в школе».

Татьяна Синюгина уверена, сейчас идет агрессивная борьба за умы наших детей, нужно понимать, что происходит и какие у нас есть ресурсы, чтобы эффективно противостоять в этой борьбе нашим противникам. Заместитель министра отметила особое влияние на детей ресурсов информационного пространства.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов)

Педагоги, преподающие предмет «Основы православной культуры» (один из модулей, который можно выбрать в ходе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», ОРКСЭ. – Прим. ред.), никогда не были погружены в православную среду, отметила Татьяна Синюгина. Она считает, в деле подготовки и переподготовки преподавателей пригодится опыт совместной работы с Русской православной церковью, который наработан во многих регионах.

Чаще всего вопросы духовно-нравственного развития задает не общество, не государство, а православная церковь, отметил президент Российской академии образования Юрий Зинченко. Говоря о вызовах научно-технического прогресса, он подчеркнул роль Интернета, ресурсы которого авторитетны для школьников. И если мы строим цифровое общество, то необходимо подумать о роли в нем этики и морали.

О китайском опыте выстраивания национальной идентичности в киберпространстве, о роли кинематографа в воспитании школьников напомнил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. О том, что представители РПЦ нередко сталкиваются с трудностями при попытках посетить школьные родительские собрания, на которых решается выбор модуля в рамках предмета ОРКСЭ, рассказал Владимир Сысоев, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. По словам депутата, часто остается неизвестным, по каким причинам учащиеся и их родители отказываются выбирать изучение Основ православной культуры.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал об опыте Северного Кавказа: когда муфтий или имам вместе с епископом или священником посещают школы, это воспринимается очень позитивно, как символ единства, как наглядный пример отношения к представителям другой религиозной традиции.

Участники круглого стола обсудили также вопросы создания и совершенствования учебников, проблемы адаптации нормативной базы, необходимость корректных юридических формулировок с учетом принципа светского характера государства, закрепленного в Конституции. Подводя итоги мероприятия, Вячеслав Никонов отметил: на нас лежит ответственность за воспитание будущего поколения нашей страны, в том числе за духовное и нравственное воспитание.

Преподавание Основ религиозных культур и светской этики введено в 2012 году по всей России для учащихся четвертых классов. Предмет предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культуры. По желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики. Занятия проходят один час в неделю.