Представьте, что ваш друг начал слушать неизвестную певицу Ольгу Вузвову. Вы, конечно, скажите ему, что он дурак и вкуса у него нет. Если музыкальные разногласия не станут причиной ссоры, то когда-нибудь ваш друг пригласит вас на свой день рождения. Вы опаздываете на вечеринку и входите в тот самый момент, когда он и еще десять гостей хором поют "Танцуй-у-уй под Вузову, танцуй. Тряси подгузами, тряси!" Если вы вежливы, то вы не уйдете сразу, а после пары бокалов и вовсе начнете подпевать. Нет, вы не напились в стельку - просто в вас сработал конформизм.
Конформизмом в психологии называют феномен группового давления. Если по простому, то конформизм - это нежелание выпендриваться в группе или приспособленчество к коллективу. Дартаньяны сейчас начнут протестовать, но их я отсылаю к изучению истероидных акцентуций, теорий лидерства и устойчивых "Я"-концепций, сейчас речь про большинство в большинстве ситуаций.
Приспособленчество - противное слово, поэтому иногда конформизм называют уступчивостью. Если нам, например, все равно, что петь, то можно попеть и под Вузову и даже изобразить восторг: "мне же без разницы, а людям приятно".
Первый эксперимент по изучению конформизма провел Музафер Шериф. Он запускал девушек в темную комнату по одиночке, держал их там некоторое время, выпускал их и спрашивал: "Сколько?"
Девушка неуверенно отвечала: "Э-э-э, 25 сантиметров?" После чего ее снова отправляли в комнату и потом снова задавали вопрос. На этот раз она говорила про 15 сантиметров. В следующий раз про 20. Понятно, кто же там в темноте разберет. Другая девушка была более критичной. Она называла цифры от 10 до 15 сантиметров. Третья и вовсе уверено стояла на ответе в 5 сантиметров.
Но интересно здесь не то, что происходило в комнате , а то, что когда девушки начали слышать ответы друг друга, то в после нескольких серий эксперимента все их ответы начинали сходится к среднему, то есть к 12,5.
В темной комнате, между тем, ничего криминального не происходила, в ней на темном экране мигала точка на экране, и вопрос относился к длине смещения этой точки. Коварство эксперимента заключалось в том, что точка на самом деле не смещалась, и бедные девушки приходили к ошибочному консенсусу.
Еще более коварный эксперимент проводил Аш. Он сажал человека перед несколькими отрезками разной и длины и спрашивал: "Какой больше?" Человек смотрел на Аша как на дурака и тыкал в правильный ответ. А потом эксперимент повторялся, но теперь человек находился в группе сообщников Аша, которые после нескольких правильных ответов, выбирали заведомо ложный. В 37 процентах случаев человек решал не быть "белой вороной" и соглашался с группой. После чего радостный Аш вбегал в комнату с криком: "ну и кто из нас дурак?" А теперь оцените цифры: 37 человек из 100 готовы согласиться с большинством, даже если большинство не право. А большинство, как показал Шериф, тоже может ошибаться.
Но номинацию "повелитель зла" получают не Шериф с Ашем, а доктор Милгрэм, который показал, что люди идут наперекор собственной совести не только в угоду большинству, но и под воздействием авторитетов. Доктор Зло давал испытуемым рубильник, с помощью которого можно было наказывать током другого участника (нанятого актера) за неправильное знание таблицы умножения. Под воздействием мягких, но настойчивых просьб большинство испытуемых доводили интенсивность наказания до 450 вольт. Актер корчился на стуле, Милгрэм потирал ручки, а испытуемые потели, дрожали, но продолжали выполнять приказ.
Потом, кстати, некоторым испытуемым понадобилась помощь психиатра. Зацените кейс: социальный психолог сначала доводит, а психиатр потом лечит. Милгрэма потом оправдали на суде исключительно из-за ценности эксперимента для науки и общества, но, как говориться, осадочек-то остался.
Закономерный вопрос: если люди столь внушаемы, то почему мы еще не погрязли в Унылом Сером Ничто? Есть несколько причин. Во-первых, принятия чужой точки зрения не происходит, если по вопросу есть четкая собственная позиция. Во-вторых, если хотя бы кто-то выражает несогласие с большинством, то становится гораздо проще присоединиться к нему. Сказка про голого короля об этом. В-третьих, люди иногда просто бунтуют. Все.