Делюсь наблюдениями с теми, кто выступает на подобных мероприятиях.
В добровольно-принудительном порядке довелось Васе поучаствовать в практической конференции регионального уровня. Ну, как поучаствовать...Второй класс. Нужно было что-то исследовать, выполнить проект, благополучно сделать о нем доклад с презентацией (со всеми целями, гипотезами и выводами), и ответить на вопросы аудитории. Сущая ерунда для младшеклассника))). Конкурс проходит отдельно у старшего и у младшего звена. То есть четвероклассник выступает на одном уровне с первоклассником.
Стоит ли говорить, что подбирают тему и ведут «интересную исследовательскую работу» родители. Хотя признавать этого не принято: все-все сам, все сам... Конкретно для ребенка задача сужается до «рассказать и ответить на вопросы». Ну и, хоть маленько, поучаствовать в процессе.
Вот и рассказывают бедные малыши перед комиссией про адронный коллайдер, потому что папа – физик, про клещевой энцефалит, потому что мама-доктор, и про разные виды яиц экзотических кур, потому что дедушка-фермер. Очень умиляет слушать и смотреть, как голоском «утибожемой» говорят какие-то, ну очень научные вещи.
Первоклашки сильно волновались, было заметно, что сложно им рассказывать такой объем информации, после того, как они еще полгода назад стишки в 4 строчки в садике учили. Второй-третий класс выступали примерно наравне, там уж больше зависело от умения ребенка говорить. И четвертый класс, на правах опытных «старичков» держались уверенно, и проекты большей частью делали самостоятельно.
Прослушав очередной доклад девочки - второклашки про игрушки со смещенным центром тяжести, Вася был готов спасаться бегством. Пришлось приложить немало сил, чтобы объяснить, что его задача не сразить всех наповал терминологией, а рассказать так, как он был готов, и как уже смог победить на первом этапе. Просто рассказать... Остальное все решит комиссия, и что она возьмет за основу – сложность, научность, глубину, презентацию, реферат или личность докладчика –мы не знаем.
Так вот, возвращаясь к названию статьи, хочу отметить, что участвуем с двумя детьми уже шестой раз подряд. И побеждает ВСЕГДА не самая сложная, научная тема, а способность ребенка в ней ориентироваться и подать материал. Хорошо подать он может то, что ему близко – спорт, хобби, игрушки, творчество. «Научность» темы должна расти с ребенком вместе, по мере его понимания. Очень увлекает, когда у ребенка горят глаза, и он взахлеб рассказывает то, что действительно знает. Очень жалко малышей, которые готовились, учили трудные слова, но ушли ни с чем, потому что говорили неуверенно, и, конечно, даже простые вопросы для них создавали сложности.
Спасибо за внимание! Буду рада лайкам и подписчикам)