Для некоторых эта статья будет подкреплением знаний о сторителлинге. Для других — долгий и важный разговор о сторителлинге.
Как обычно мы рассмотрим правила, будем искать решения и, конечно, поговорим о примерах.
Что такое сторителлинг?
Сторителлинг — это ярий, захватывающий инструмент коммуникации бренда с аудиторией. Если проще — это история, написанная с конкретной целью.
Цели сторителлинга:
- Обучение
- Продажа
- Повышение лояльности к человеку или продукту/услуге
- Повышение общей заинтересованности или авторитета человека или продукта/услуги
Зачем нужен сторителлинг бренду?
Такие тексты отлично продают, располагают, внушают доверие, запоминаются, манят.
Они очень доходчивые, простые и вместе с тем нестандартные. Тем и берут!
Людей мутит от стандартных, безликих текстов. Сторителлинг — это о том, как запомниться и даже оставить след в душе читателя.
Есть ли жесткие правила в сторителлинге?
Нет! Если текст зацепил, его читают, а иногда даже перечитывают и цитируют — сторителинг попал в цель, и значит — текст написан эффективно, и по большому счету, по барабану, какие правила использовал автор для его написания.
В каких текстах можно использовать сторителлинг?
- Посты в блогах и соцсетях (продающие, персонализированные, развлекательные)
- В анонсах
- В e-mail рассылках
В каких текстах лучше НЕ использовать сторителлинг?
- В описании продукта или услуги
- В коммерческих предложениях
- В письмах к блогерам и СМИ
- Во всех текстах, где нужна четкость и конкретика отображения данных
Например, я использую сторителлинг в развлекательных постах, персонализированных (обо мне или другом бренде), и даже в постах-рекомендациях. Но! Я не использую сторителинг, когда мне нужно написать пост о том, что стартует курс — здесь уже нужна конкретика и чёткость изложения.
Беда сторителлинга в том, что он находится на границе с литературой, а там, где литература — там тысячи мнений и отсутствие конкретики.
А я обожаю конкретику и структуру. Это раз. Мне нужно подтолкнуть вас к грамотному сторителлингу. Это два. Поэтому у меня нет выбора: мне придется прямо здесь и сейчас конкретно объяснить вам, как просто сделать сторителлинг.
С помощью этой истории нам нужно запомниться человеку и получить частичку его доверия.
Правила сторителлинга
1. Присутствие героя. Сумбурное описание чего-то там — не сторителлинг. Вам нужен конкретный герой, вокруг которого закручивается вся история. Героем может быть человек, компания или даже продукт. Я за персонификацию, поэтому рекомендую героем брать человека. или продукт, но очеловеченный. К примеру, если вы шьёте платья, то ваш герой-продукт — платье. От платья вы можете рассказывать, как оно создавалось, как подбиралась ткань, как мастерица старалась, и как оно, платье, теперь ищет хозяйку.
Герой не может просто быть и ни черта не делать в вашей истории. Иначе — какой он к черту герой! Герой обязан действовать, решать проблемы, сражаться с драконами, выходить победителем. В истории желательно использовать момент преодоления и выхода из сложной ситуации победительницей.
Если вы не решаете никакой проблемы читателя/клиента, действие всё равно обязано быть!
2. Бегом в народ. А точнее — к целевой аудитории, вы, как и ваши тексты, должны быть понятны целевой аудитории. Выбросьте топку школьные сочинения и академические тексты, это — нудотень. Текст должен быть такой, будто вы болтаете за чашкой чая с приятными вам людьми.
3. Не превращайте текст в триллер. У многих, кто только начинает делать успехи в сторителлинге, есть один тормоз — хочется сделать текст супер-зажигательным, вбухнуть туда килограмм интриги, приправить остросюжетными моментами, заставить читателя переживать. Всё, что делается чересчур — вредно. Бейте себя по рукам, не превращайте текст в то, что будет трудно читать, текст не должен тормозить читателя, а читаться на одном дыхании.
4. Не пугайтесь себя и своих мыслей. Очень важное правило сторителлинга. Многие из нас боятся своих мыслей и идей. Боясь выглядеть нелепыми или странными, мы отказываемся от каких-то интересных решений. В результате — гладенький текст без сучка и задоринки.
Захотели от лица платья вести рассказ, как оно создавалось? — Вперед!
Подумали написать, что мастерица платья пару-тройку лет назад считала себя безрукой и даже фартук не могла сшить? — Вперед!
Важно — яркие образы не используйте в одном тексте слишком активно. Пару раз закиньте в один текст и достаточно, переизбыток грозит перенасыщением, а это уже чересчур. Учимся писать просто, живо и с огоньком.
5. Будьте конкретны. Правила канонического сторителлинга требуют от вас конкретики. Хотя бы минимальной. Рассуждения в философском стиле в сторителлинге не работают. Вернее, иногда работают, но только в совокупности с конкретикой и деталями.
6. Не бойтесь быть смешными. Добавьте юмора, люди любят улыбаться. Особенно тогда, когда мы ненавязчиво смеемся над собой. Это сближает, убирает дистанцию между вами и аудиторией.
7. Разговор за чашкой чая или бокалом винца. Ещё один важный принцип сторителлинга — история должна быть похожа на обычный разговор обычного человека. Только так. Никаких искусственных нагромождений — читатель чувствителен к ним.
8. Вызывайте эмоции. Тусклый сторителлинг без эмоций — пустой и безжизненный. Ваша аудитория готова посочувствовать, порадоваться, пожалеть или даже всхлипнуть. Есть эмоции — есть внутренний отклик.
9. Читатель должен узнать себя в вашей истории. А ваша задача — дать ему точки входа для этого. Используйте проблемы, которые близки аудитории. Пользуйтесь сравнениями, которые поймёт читатель. Оперируйте фактами, которые знакомы ему. Запускайте эмоции, которые коснутся сердца и души.
Если читатель узнает себя, он примет вашу историю, а потом и вас.
10. Продумывайте сюжет. «Сейчас что-нибудь слепим» — не подходит. Нельзя готовить материал, надеясь на то, что «кривая куда-нибудь вывезет». Нужно сначала проработать сюжет, а потом уже вписывать в него всё необходимое. Такие тексты самые живые, трогающие, сильные.
Схема сторителлинга
Начало. Завязка. Что (кто), когда и где.
Серединка. Проблема. Сложный момент. Интрига.
Концовка. Решение проблемы. Разрешение сложностей. Победа.
«И жили они долго и счастливо».
Не поверите, сколько людей споткнулось на этом моменте. Тем, кому показалось, что это слишком просто. Эта схема — классическая, миллион раз опробованная. Работающая!
Как ещё делаю я:
Я точно также использую схему, только иногда до «Завязки» я добавляю «Затравку» — фразу или две, которые зацепят читателя и поведут его дальше. Это может быть по смыслу что-то из «Середины» или даже «Концовки», но что-то очень необычное, чтобы аудитория среагировала. Особенно хорош этот метод для соцсетей, где читатель, как правило, видит сначала первую строчку или две и уже по ним решает, идти ли ему дальше.
Техники сторителлинга
Добьём условными (очень условными и утрированными, поймите меня правильно) примерами, но они как раз иллюстрируют главные моменты сторителлинга — «Проблемы/Интриги» и найденного «Решения» или осуществленной «Победы».
✔ Мы страдали, сбивались с пути, тысячу раз хотели вернуться, но все же продолжали идти… И - вот, что у нас получилось!
✔ Всё было плохо, потом стало ещё хуже, и я попивала утренний кофеек вперемешку со слезами. Но я не могла сдаться, никак! Я искала дальше. И вот оно - пришло Решение. А теперь - всё круто!
✔ Почему люди любят эти платья? Я расспросил своих клиентов (спасибо вам за отзывчивость и ответы) и обнаружил ещё больше причин, чем мог представить: … это 1… 2... 3… Огромное вам спасибо — мы стараемся каждый день, чтобы стать лучше для вас!
✔ Наш продукт — как наркотик (боже, надеюсь нас не забанят за это слово). Если вы жили себе спокойно и не гадали, что он вам нужен, живите себе так и дальше! :) вот что говорят те, кто все-таки не удержался: …
✔ Мы, две обычные девчонки, пару лет назад начали делать украшения на моей кухне. Это было забавно, мы веселились и считали, что хоть что-то, да продадим, хотя мужья косо поглядывали на нас, втайне надеясь, что этот шабаш скоро закончится. И вы себе представить не можете — первая же партия была раскуплена за неделю! Мы ошалели и начали думать, как нам стать лучше. И делаем это каждый день, чтобы вы могли гордится нами. Сейчас у нас есть своя Мастерская и дела идут в гору!
Понравилась статья?
Читайте ещё:
— Личный бренд: Блог как бизнес
— Продажи через личный бренд