Найти тему

Сторителлинг: Почему каждый бренд должен уметь делать это?

Для некоторых эта статья будет подкреплением знаний о сторителлинге. Для других — долгий и важный разговор о сторителлинге.

Как обычно мы рассмотрим правила, будем искать решения и, конечно, поговорим о примерах.

Сторителлинг в личном бренде
Сторителлинг в личном бренде

Что такое сторителлинг?

Сторителлинг — это ярий, захватывающий инструмент коммуникации бренда с аудиторией. Если проще — это история, написанная с конкретной целью.

Цели сторителлинга:

  • Обучение
  • Продажа
  • Повышение лояльности к человеку или продукту/услуге
  • Повышение общей заинтересованности или авторитета человека или продукта/услуги

Зачем нужен сторителлинг бренду?

Такие тексты отлично продают, располагают, внушают доверие, запоминаются, манят.

Они очень доходчивые, простые и вместе с тем нестандартные. Тем и берут!

Людей мутит от стандартных, безликих текстов. Сторителлинг — это о том, как запомниться и даже оставить след в душе читателя.

Есть ли жесткие правила в сторителлинге?

Нет! Если текст зацепил, его читают, а иногда даже перечитывают и цитируют — сторителинг попал в цель, и значит — текст написан эффективно, и по большому счету, по барабану, какие правила использовал автор для его написания.

В каких текстах можно использовать сторителлинг?

  • Посты в блогах и соцсетях (продающие, персонализированные, развлекательные)
  • В анонсах
  • В e-mail рассылках

В каких текстах лучше НЕ использовать сторителлинг?

  • В описании продукта или услуги
  • В коммерческих предложениях
  • В письмах к блогерам и СМИ
  • Во всех текстах, где нужна четкость и конкретика отображения данных

Например, я использую сторителлинг в развлекательных постах, персонализированных (обо мне или другом бренде), и даже в постах-рекомендациях. Но! Я не использую сторителинг, когда мне нужно написать пост о том, что стартует курс — здесь уже нужна конкретика и чёткость изложения.

Беда сторителлинга в том, что он находится на границе с литературой, а там, где литература — там тысячи мнений и отсутствие конкретики.

А я обожаю конкретику и структуру. Это раз. Мне нужно подтолкнуть вас к грамотному сторителлингу. Это два. Поэтому у меня нет выбора: мне придется прямо здесь и сейчас конкретно объяснить вам, как просто сделать сторителлинг.

С помощью этой истории нам нужно запомниться человеку и получить частичку его доверия.

Правила сторителлинга

1. Присутствие героя. Сумбурное описание чего-то там — не сторителлинг. Вам нужен конкретный герой, вокруг которого закручивается вся история. Героем может быть человек, компания или даже продукт. Я за персонификацию, поэтому рекомендую героем брать человека. или продукт, но очеловеченный. К примеру, если вы шьёте платья, то ваш герой-продукт — платье. От платья вы можете рассказывать, как оно создавалось, как подбиралась ткань, как мастерица старалась, и как оно, платье, теперь ищет хозяйку.

Герой не может просто быть и ни черта не делать в вашей истории. Иначе — какой он к черту герой! Герой обязан действовать, решать проблемы, сражаться с драконами, выходить победителем. В истории желательно использовать момент преодоления и выхода из сложной ситуации победительницей.

Если вы не решаете никакой проблемы читателя/клиента, действие всё равно обязано быть!

2. Бегом в народ. А точнее — к целевой аудитории, вы, как и ваши тексты, должны быть понятны целевой аудитории. Выбросьте топку школьные сочинения и академические тексты, это — нудотень. Текст должен быть такой, будто вы болтаете за чашкой чая с приятными вам людьми.

3. Не превращайте текст в триллер. У многих, кто только начинает делать успехи в сторителлинге, есть один тормоз — хочется сделать текст супер-зажигательным, вбухнуть туда килограмм интриги, приправить остросюжетными моментами, заставить читателя переживать. Всё, что делается чересчур — вредно. Бейте себя по рукам, не превращайте текст в то, что будет трудно читать, текст не должен тормозить читателя, а читаться на одном дыхании.

4. Не пугайтесь себя и своих мыслей. Очень важное правило сторителлинга. Многие из нас боятся своих мыслей и идей. Боясь выглядеть нелепыми или странными, мы отказываемся от каких-то интересных решений. В результате — гладенький текст без сучка и задоринки.

Захотели от лица платья вести рассказ, как оно создавалось? — Вперед!
Подумали написать, что мастерица платья пару-тройку лет назад считала себя безрукой и даже фартук не могла сшить? — Вперед!

Важно — яркие образы не используйте в одном тексте слишком активно. Пару раз закиньте в один текст и достаточно, переизбыток грозит перенасыщением, а это уже чересчур. Учимся писать просто, живо и с огоньком.

5. Будьте конкретны. Правила канонического сторителлинга требуют от вас конкретики. Хотя бы минимальной. Рассуждения в философском стиле в сторителлинге не работают. Вернее, иногда работают, но только в совокупности с конкретикой и деталями.

6. Не бойтесь быть смешными. Добавьте юмора, люди любят улыбаться. Особенно тогда, когда мы ненавязчиво смеемся над собой. Это сближает, убирает дистанцию между вами и аудиторией.

7. Разговор за чашкой чая или бокалом винца. Ещё один важный принцип сторителлинга — история должна быть похожа на обычный разговор обычного человека. Только так. Никаких искусственных нагромождений — читатель чувствителен к ним.

8. Вызывайте эмоции. Тусклый сторителлинг без эмоций — пустой и безжизненный. Ваша аудитория готова посочувствовать, порадоваться, пожалеть или даже всхлипнуть. Есть эмоции — есть внутренний отклик.

9. Читатель должен узнать себя в вашей истории. А ваша задача — дать ему точки входа для этого. Используйте проблемы, которые близки аудитории. Пользуйтесь сравнениями, которые поймёт читатель. Оперируйте фактами, которые знакомы ему. Запускайте эмоции, которые коснутся сердца и души.

Если читатель узнает себя, он примет вашу историю, а потом и вас.

10. Продумывайте сюжет. «Сейчас что-нибудь слепим» — не подходит. Нельзя готовить материал, надеясь на то, что «кривая куда-нибудь вывезет». Нужно сначала проработать сюжет, а потом уже вписывать в него всё необходимое. Такие тексты самые живые, трогающие, сильные.

-2

Схема сторителлинга

Начало. Завязка. Что (кто), когда и где.

Серединка. Проблема. Сложный момент. Интрига.

Концовка. Решение проблемы. Разрешение сложностей. Победа.

«И жили они долго и счастливо».

Не поверите, сколько людей споткнулось на этом моменте. Тем, кому показалось, что это слишком просто. Эта схема — классическая, миллион раз опробованная. Работающая!

Как ещё делаю я:

Я точно также использую схему, только иногда до «Завязки» я добавляю «Затравку» — фразу или две, которые зацепят читателя и поведут его дальше. Это может быть по смыслу что-то из «Середины» или даже «Концовки», но что-то очень необычное, чтобы аудитория среагировала. Особенно хорош этот метод для соцсетей, где читатель, как правило, видит сначала первую строчку или две и уже по ним решает, идти ли ему дальше.

Техники сторителлинга

Добьём условными (очень условными и утрированными, поймите меня правильно) примерами, но они как раз иллюстрируют главные моменты сторителлинга — «Проблемы/Интриги» и найденного «Решения» или осуществленной «Победы».

Мы страдали, сбивались с пути, тысячу раз хотели вернуться, но все же продолжали идти… И - вот, что у нас получилось!

Всё было плохо, потом стало ещё хуже, и я попивала утренний кофеек вперемешку со слезами. Но я не могла сдаться, никак! Я искала дальше. И вот оно - пришло Решение. А теперь - всё круто!

Почему люди любят эти платья? Я расспросил своих клиентов (спасибо вам за отзывчивость и ответы) и обнаружил ещё больше причин, чем мог представить: … это 1… 2... 3… Огромное вам спасибо — мы стараемся каждый день, чтобы стать лучше для вас!

Наш продукт — как наркотик (боже, надеюсь нас не забанят за это слово). Если вы жили себе спокойно и не гадали, что он вам нужен, живите себе так и дальше! :) вот что говорят те, кто все-таки не удержался: …

Мы, две обычные девчонки, пару лет назад начали делать украшения на моей кухне. Это было забавно, мы веселились и считали, что хоть что-то, да продадим, хотя мужья косо поглядывали на нас, втайне надеясь, что этот шабаш скоро закончится. И вы себе представить не можете — первая же партия была раскуплена за неделю! Мы ошалели и начали думать, как нам стать лучше. И делаем это каждый день, чтобы вы могли гордится нами. Сейчас у нас есть своя Мастерская и дела идут в гору!

Понравилась статья?

Читайте ещё:

Личный бренд: Блог как бизнес
Продажи через личный бренд