Найти тему

Как найти свое призвание в разных сферах: личный опыт

Слияние профессий дизайнера и маркетолога в одно целое – тренд на западе, который получает активное распространение в России. Это связано с тем, что задачи специалистов обоих направлений во многом схожи. От тех и других требуются знания о бизнесе, дизайне и маркетинге, а также глубокое понимание продукта. Естественно, смешение навыков не случится одномоментно. Однако, многие компании уже сейчас держат курс на оптимизацию расходов и отказ от лишних людей в штате. Как найти себя в профессии будущего? 

-2

Личным опытом делится Татьяна Полежаева, графический дизайнер департамента маркетинга B2B-компании по производству спортивно-развлекательного оборудования «Цари Спарты».

Графический дизайнер департамента маркетинга Татьяна Полежаева – единственный и незаменимый сотрудник в компании. На плечах специалиста держится корпоративный имидж российского производителя спортивного оборудования. Авантюрист по натуре, художник в душе и знаток успешного маркетинга – вот кому «Цари Спарты» доверяют свой внешний образ.

«Если что-то делать, надо делать это лучше, чем все остальные» – жизненный принцип, которому Татьяна Полежаева следует с детства. Так воспитывали родители-инженеры.

Ответственно относиться к любому делу в семье считалось естественным, потому Татьяна никогда не искала лёгких путей и даже при выборе профессии остановилась на той, что требовала больших моральных и физических затрат.
-3

– В моём детстве были и плавание, и балет, и танцы, и восточные единоборства, а также художественная и музыкальная школы, и это кроме общеобразовательной, – рассказывает Татьяна Полежаева. – Нагрузка была серьезная. Но мысли от чего-либо отказаться не возникало, потому что стремилась оправдать доверие и не хотела подводить. В итоге, когда возник вопрос, кем быть, оказалась на перепутье: либо выбрать спортивную карьеру, либо пойти по художественному направлению.

Кто бы мог подумать, что в этой миниатюрной женщине столько силы! Вы когда-нибудь встречали дизайнера, владеющего техникой тамэсивари? Это умение разбивать твёрдые предметы, например, деревянные доски незащищенными частями тела, в случае с Татьяной – ребром ладони. А ведь мы говорим о дизайнере, который в офисе ничего тяжелее компьютерной мышки в руках не держал! Секрет этого мастерства заключается в исключительном чувстве равновесия, технике, спокойствии и концентрации силы духа. Татьяна по этому поводу скромно отмалчивается и признаётся, что до сих пор не понимает, как ей это удавалось. При этом обладательница чёрного пояса по шаолиньскому ушу также мастерски орудовала шестом, как кистью на пленэре.

– В художественной школе я получила академическое образование. Но далось он мне, если честно, не легко, – признаётся Татьяна. – Наши наставники преподавали в ВУЗах, а на одном потоке со мной учились дети известных художников и архитекторов. Смущалась и от того, что моё творчество не вписывалось в академические рамки. Однажды, пытаясь проявить индивидуальность, нарисовала кота зелёным. Идею оценили, но восприняли как отклонение от нормы.

-4

Нестандартный взгляд на мир, интуитивное чувство отменного стиля, особое понимание красоты, «зелёный кот», наконец, станут профессиональными фишками Татьяны позже, когда она откажется от бюджетного места в Пермской академии живописи, ваяния и зодчества, чтобы экстерном освоить курс компьютерной графики в Пермском профессиональном лицее, потом поступит в Московский институт индустрии моды и параллельно начнёт работать.

– Как дизайнер я начала работать с 17 лет на предприятии, которое изготавливало упаковку для молочной продукции. Как вспоминаю этот период, так вздрагиваю, – не скрывает Татьяна. – Потому что буквально каждый день надо было рисовать этих коров. И каждая должна была быть не похожей на других, но все клиенты просили, как в «Простоквашино». И выруливай, как хочешь! В общем, Боливар не выдержал…

Впрочем, профессиональная карьера Татьяны складывалась успешно. Примерно за 15 лет из рядового дизайнера со знанием полного цикла производства рекламной полиграфии наша героиня выросла до арт-директора издательского дома.

– Газеты, каталоги, справочники, журналы… Причём не только оформление, но и аналитика, наполнение, фотосессии. Приходилось одной справляться с огромным функционалом. Адский труд, – вспоминает Полежаева. – Так получилось, что мне удалось пережить зарождение, расцвет и падение издательского дома. Я думаю, причина крылась не только в кризисе, появлении новых технологий и интернета, вытесняющих глянец и печатную продукцию. В издательском доме пренебрегали планированием и не ставили задачи, а может делали это неправильно. А ведь правильно поставленная задача – это на 50% выполненная задача. Сейчас нас учат этому в «Царях Спарты», и такой подход к делу меня устраивает. Это формат взаимоотношений с коллегами и руководством, когда всем комфортно.

Перманентный экономический кризис и, как следствие, ухудшение ситуации на рынке труда требовали перемен в профессиональном самоопределении и преодоления этапа перезагрузки. Так Татьяна называет период, когда пыталась заработать на организации бизнеса по аренде спортивного оборудования в Краснодарском крае, уединилась в глухой деревне под Тверью, чтобы переосмыслить весь пережитый опыт, и, наконец, уехала в Индию, где жила в статусе нищей, чтобы обрести духовную силу двигаться дальше, несмотря ни на что.
-5

– Авантюризма в моей жизни хватает. Изъездив вдоль и поперёк Краснодарский край, я, например, узнала, что зарабатывать, сидя не в офисе, а стоя одной ногой в море, а другой – на пляже, можно. Мой бизнес на велосипедах и гироскутерах, правда, провалился с треском, причем еще до того, как закончился туристический сезон, но тем не менее это был полезный опыт. Дауншифтинг в глухой деревне Подмосковья, где не было даже телефонной связи, перевернул сознание, дал возможность переосмыслить жизненные ценности. А шудра-тур по Индии восстановил душевное равновесие, – говорит Татьяна.

В «Цари Спарты» Татьяна Полежаева попала случайно. Как раз после путешествия по Индии, наткнулась на объявление о вакансии дизайнера в отделе маркетинга. В отличие от 3D-дизайнеров, придумывающих и рисующих детские игровые и спортивно-развлекательные проекты по заказам клиентов, Татьяна отвечает за корпоративный имидж «Царей Спарты» и старается быть полезной в других направлениях, близких ей как художнику. Например, создаёт персонажей для игровых и спортивно-развлекательных центров.

-6

– Работа дизайнером в департаменте маркетинга одновременно сложна и интересна тем, что нужно подстраиваться под клиента, угадывать его пожелания и рисовать так, чтобы ему понравилось. Это как у художника: написал картину, а приобретут ли её – неизвестно. Кроме того, как у любого творческого человека, у меня есть своё видение, тот самый «зелёный кот», – подмечает Татьяна Полежаева. – Как правило, мои представления о прекрасном и чувство стиля попадают в цель. И это не только личная заслуга, но и коллективный труд, в результате которого получается конечный продукт, который продаётся, – продолжает Татьяна.

Создавать дизайн, который продаёт, одна из главных задач работы дизайнера в департаменте маркетинга.

Естественно, без знаний смежной профессии не обойтись. Мало уметь только «рисовать», надо досконально понимать продукт вплоть до технических характеристик, знать целевую аудиторию, анализировать рынок, изучать и применять инструменты маркетинга.

– О слиянии двух профессий говорить в будущем времени уже не приходится, – считает Татьяна Полежаева. – В западных компаниях давно стало нормой, когда дизайнер-маркетолог это один специалист. Потому что и у тех, и у других общая цель: разрабатывать такие проекты, чтобы они стимулировали продажи. А в этом деле без аналитического склада ума маркетолога и творческого потенциала дизайнера успеха не добиться. В перспективе силами универсального специалиста – дизайнера-маркетолога и будут создаваться оригинальные и свежие идеи и привлекательные концепции. За слиянием будущее и, чтобы быть в обойме востребованных сотрудников, это надо иметь в виду. Жизнь всегда нам готовит самые лучшие варианты для самореализации, просто нужно уметь их видеть и использовать.