Разум - это способность человека выявлять структуру, видеть нечто осмысленное, завершенное в, на первый взгляд, хаотичном потоке информации.
Вот, например, бессмысленный набор черных пятен:
Но бессмысленный ли? А что, если присмотреться?
И действительно, более пристальный взгляд позволяет структурировать пятна таким образом, чтобы различить гуляющего далматина.
Естественно, далматина различили не наши глаза, а именно наш разум, который определенным образом объединил одни пятна, и отделил другие.
Именно разум делит то, что мы видим, на фигуру и фон. В нашем примере фигура - это далматин, а фон - земля, по которой он гуляет.
Но разум не только выявляет структуру, группируя имеющиеся данные, он еще и способен восполнить их нехватку. Посмотрите на рисунок ниже, что вы видите?
Какие-то странные черные пятна? Или же перед вашим взором предстают треугольник, столбик, вокруг которого обвивается червяк, шипастый шар и морской змей?
А вот рисунок, который создаст для вашего разума определенные проблемы:
Разум будет пытаться структурировать все эти значки, найти границы фигур, отделить их от фона, но у него не получится. Фигуры будут пересекаться друг с другом, перетекать одна в другую, и стабильной картинки не получится. А продолжительное разглядывание этого рисунка может даже вызвать примерно те же чувства, какие возникают при попытке решить сложную головоломку.
Выявление связей - важнейшая составляющая структурирования, а выявление причинно-следственных связей и закономерностей - одна из основных задач разума.
Вот, например, одно из заданий IQ-теста под названием "прогрессивные матрицы Равена". Сможете ли вы отыскать закономерность?
Думаю, вы легко нашли правильный ответ. Действительно, закономерность тут довольно простая: внизу должна быть та же фигура, что и наверху, но с точкой в центре.
А вот вам еще один набор пятен. Сможете ли вы увидеть, что же все-таки изображено?
Хорошо подумайте, прежде чем дать ответ. Может быть, это фрагмент лица человека? Или кусок какого-то пейзажа? На самом деле, это, действительно просто ничего не значащий набор пятен, потому что это всего лишь увеличенный фрагмент изображения, созданного типографским способом.
Получается, разум не всегда может отыскать структуру? Да, это так, но все несколько хуже: разум может найти структуру там, где ее нет.
Вот еще одна задача. Необходимо продолжить ряд чисел:
А. 75, 81, 88, 84, 90, 97, ...
В. 71, 61, 24, 59, 70, 83, ...
Обязательно подумайте над задачей, прежде чем двигаться дальше.
Итак, думаю, вы поняли, что ряд А построен на следующей закономерности: прибавляем к исходному числу 6, затем прибавляем 7 к полученному результату, затем из полученного числа вычитаем 4, затем все повторяется. Поэтому правильный ответ - 93.
А что же ряд В? На какой закономерности он построен? Сначала вычитаем 10, затем вычитаем 37, а потом что? К тому, что вычитали, прибавляем 22, а затем - прибавляем 11 и 13? Или какая-то еще закономерность?
Все несколько проще. Дело в том, что числа, составляющие ряд В, образуют случайную последовательность. Это значит, что никакой закономерности в ряду В нет. А это, в свою очередь, означает, что продолжить ряд можно любым числом.
Согласитесь, вашем разуму пришлось туго при попытке разгадать ряд В. Действительно, разум всегда стремится выявить структуру, обнаружить связь, найти закономерность. Причем, по-видимому, собственными силами понять, что ни структуры, ни связи, ни закономерности нет, наш разум не в состоянии. Поэтому в нашем мире встречается столько заблуждений, суеверий и мифов.
Итак, разум - это наша способность выявлять структуру, связи, закономерности, причины. Соответственно, чем умнее человек, тем более сложные и тем более глубокие (глубже спрятанные) структуры он способен выявлять. Именно это и выявляют тесты на интеллект.
А вот способность отличать структуры, реально имеющиеся в наличии, от структур, привнесенных нашим разумом, выходит за границы разума и требует наличия специальных навыков и применения особых инструментов.
Итак, у человека может быть очень развит интеллект, он может виртуозно выявлять структуры, причинно-следственные связи, описывать реальность с помощью изощренных философских концепций, но если он не умеет отличать реальные структуры от существующих только в его разуме, умным человеком мы его никогда не назовем. Скорее, мы назовем его заумным.
Так что развитие разума - это не только развитие способности выявлять структуру, но и освоение навыков, позволяющих отсеивать структуры, которых в реальности не существует.