Истории из современных резерваций, подростковая сексуальность, радость жизни вне общества и размышления о смерти. Рассказываем о творчестве женщин-режиссеров, находящихся в авангарде независимого кино.
Мариэль Хеллер
«Дневник девочки-подростка», «Сможете ли вы меня простить?»
По ее собственным словам, Мариэль Хеллер снимает кино о людях «пытающихся говорить о том, о чем говорить некомфортно». Ее режиссёрский дебют, «Дневник девочки-подростка» — исследование подростковой сексуальности на примере 15-тилетней Минни, закрутившей роман с ухажером своей матери, попал в основной конкурс Санденса и на Берлинале. Легкость в изложении противоречивой и шероховатой темы покорила сердца критиков и жюри. Хеллер удостоилась специального приза «14+» в Берлине и премии «Независимый дух» за лучший дебют.
Настоящим прорывом в большое кино для амбициозной постановщицы стала недавняя лента «Сможете ли вы меня простить?» с Мелиссой МакКарти в образе мизантропичной писательницы, подделывающей письма знаменитостей. Впечатляющая работа с актерским составам привела к номинациям на «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA для МакКарти и Ричарда Э. Гранта и закрепила за Хеллер статус одного из самых многообещающих авторов независимого экрана. Но красноречивее любых наград о признании ее таланта говорит тот факт, что сам Том Хэнкс согласился на главную роль в ее следующем проекте «Прекрасный день для района», едва услышав имя режиссёра.
Хлои Чжао
«Песни, которым меня научили братья», «Наездник»
Хлои Чжао родилась в Китае, однако ее творческая реализация пришлась на другую строну Тихого Океана. Она с детства увлекалась западной культурой, и во время учебы перебралась сначала в Лондон, а затем в Лос-Анджелес. Сменив множество профессий от бармена до риэлтора, в конечном итоге Чжао нашла себя в кино.
Ее дебют, «Песни, которым меня научили братья», попал в основной конкурс Санденса и «Двухнедельник режиссеров» в Каннах, а также принес три номинации на «Независимый дух». Фильм рассказывает о 16-тилетнем Джонни и его младшей сестре Джашуан, коренных американцах, живущих на территории резервации Пин Ридж. Картина была целиком снята в самой резервации, а все роли исполнили местные жители.
Во время съемок Чжао познакомилась с Брэди Жандро, участником родео и объездчиком лошадей. Изначально она планировала взять его на одну из второстепенных ролей, но этому помешала сильная травма головы, полученная им в ходе одного из заездов. В дебютный фильм Чжао ковбой не попал, однако его история легла в основу второй картины китаянки. «Наездник» — это фильм об участнике родео, пытающимся свыкнуться с реалиями жизни после травмы, не совместимой с занятием всей его жизни. Как и в первой картине, все роли исполнили непрофессиональные актеры, а главный герой фактически сыграл сам себя. Фильм получил главный приз Gotham Awards и попал в списки лучших картин прошлого года.
Вместе «Песни» и «Наездник» представляют собой дилогию на стыке игрового и документального кино, деконструирующую привычный образ непримиримого противостояния ковбоев и индейцев. В фильмах Чжао и те, и другие — две стороны одной медали, люди, живущие в одинаковых условиях резервационного гетто. Иронично (или закономерно), что наиболее честный взгляд на жизнь современных американских резерваций принадлежит человеку с другого континента.
Сейчас Чжао более, чем востребована. Она занимает режиссерское кресло сразу в трех проектах — байопике Басса Ривза, первого чернокожего маршала США, драме «Страна кочевников» с Френсис МакДорманд в роли женщины, потерявшей все и вынужденной жить в трейлере, а также экранизации комикса Marvel «Вечные».
Селин Скьямма
«Водяные лилии», «Сорванец», «Девичество»
Жизнь в неблагополучном пригороде Парижа, сложности социальной адаптации и принятия своей сексуальной ориентации — все, с чем Селин Скьямма росла, нашло отражение в ее творчестве. Ее героини — немного отрешенные девушки и девочки, находящиеся в переломном моменте жизни. Они ищут себя, пытаясь одновременно сжиться и с окружением, и со своими постоянно меняющимися телами и личностями.
Скьямма дебютировала в 2007 году с «Водяными лилиями», картиной о взаимоотношениях трех девушек-тинейджеров, вместе проживающих непростой период пробуждения сексуальности. Фильм попал в секцию «Особый взгляд» в Каннах и был трижды номинирован на «Сезар». Вторая картина — «Сорванец» — это, пожалуй, самое очаровательное раскрытие одной из самых противоречивых тем. История 10-тилетней Лори, которая после переезда в новый район представляется всем мальчиком, рассказана легко и по-детски непосредственно, однако ни на грамм не теряет в убедительности. На Берлинале фильм удостоился специальной премии Teddy, а впоследствии вошел в список лент, рекомендованных к просмотру во французских школах. Завершает coming-of-age трилогию Скьямма «Девичество» — история об отчужденной и замкнутой Мариам, пытающейся адаптироваться в неблагоприятной среде иммигрантского гетто.
Режиссер признается, что после трех фильмов слегка устала от подростковой тематики, и собирается поработать в другом жанре. Ее следующий проект — костюмированная драма об отношениях художницы и ее модели в конце XVIII века. «Портрет девушки в огне» должен выйти в этом году, премьера состоится, вероятно, в Каннах, где стартовали две из трех ее предыдущих картин.
Линн Рэмси
«Крысолов», «Что-то не так с Кевином», «Тебя здесь никогда не было»
Анфан терибль британского кинематографа, режиссер, который в стремлении донести до зрителя свое видение не идет ни на какие компромиссы. Самая характерная история о шотландской постановщице — это ее конфликт с продюсерами многострадального проекта «Джейн берет ружье». Громко заявив о себе как о самобытном авторе после выхода «Что-то не так с Кевином», Рэмси получила приглашение занять режиссерское кресло феминистического вестерна. Проект уже был профинансирован и запущен в производство, однако застопорился ввиду небольшого казуса. Режиссер не появилась на съемочной площадке ни в первый, ни в последующие дни. Итог — расторжение контракта, обещавшего самый крупный гонорар в карьере, судебный иск и место в черном списке любой голливудской студии. Свой поступок Рэмси объяснила давлением со стороны продюсеров, не позволявших ей рассказать историю такой, какой ее видела она, и нежеланием изменять себе.
Как правило, после таких событий на карьере человека можно ставить крест, но упорство в конечном итоге сыграло режиссеру на руку. Дело урегулировали в досудебном порядке, «Джейн берет ружье» был снят по правилам киностудии и прошел совершенно незамеченным, а имя Линн Рэмси озарилось золотом Канн, где триллеру «Тебя здесь никогда не было» воспели осанну и критики, и жюри. Лучшая роль в карьере Хоакина Феникса, отмеченная призом на фестивале, награда за лучший сценарий основного конкурса, номинация на премию BAFTA и попадание в сердца синефилов всего мира.
Рэмси рассказывает мрачные, депрессивные, кафкиански абсурдные истории о чувстве вины, утратах, смерти и том, что после. Погружение в ее миры — травмирующий, но одновременно вдохновляющий опыт. Мало кто может столь талантливо перенести на экран столь противоречивые и неоднозначные чувства и ощущения. Сейчас она занята сценарием следующего фильма, который станет, по выражению самой Рэмси, «эпичным экологическим хоррором»
Дебра Граник
«До последней черты», «Зимняя кость», «Не оставляй следов»
Герои фильмов Дебры Граник — изгои, оказавшиеся на задворках цивилизации. Люди, отвергнутые обществом или сами ушедшие от него, противостоящие обстоятельствам и — иногда — самим себе. «До последней черты» — фильм о женщине, пытающейся одновременно вырастить двоих детей и избавится от наркозависимости, — первая полнометражная работа Граник, принесшая ей награду Санденса и тёплые отзывы критиков.
Но пропуском в высшую лигу стал второй фильм — «Зимняя кость». История 16-тилетней Ри, девушки из «белого отребья», ищущей доказательства смерти своего отца, чтобы сохранить дом ее семьи, стала хитом инди-фестивалей, собрала шесть своих бюджетов в прокате и принесла режиссеру и исполнительнице главной роли Дженнифер Лоуренс номинации на «Оскар».
«Не оставляй следов» — фильм об отце и дочери, живущих в лесу, стал одним из лучших в прошлом году. Рассказ о людях, добровольно отказывающихся от благ цивилизации также поднимает проблему адаптации людей, переживших психологическую травму и размышляет о природе отцовской любви.
Дебра Граник остается верна социальной проблематике в своих фильмах. Ее новый проект — экранизация книги Барбары Эренрейх «Считая гроши», посвященной рабочему населению США, которое живет за чертой бедности.