568 подписчиков

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2018 года по делу № А61-435/18

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

Решение суда: Суд первой инстанции удовлетворил требование Общества.

Фабула дела:

Общество обратилось в Административный орган с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченной платы за НВОС при размещении ТКО.

Административный орган принял решение об отказе в возврате излишне уплаченной суммы платы, указанной в заявлении Общества, за НВОС, в связи с отсутствием утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

При этом Административный орган произвел расчет платы Общества за НВОС с повышающим пятикратным коэффициентом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Не согласившись с указанным решением Административного органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Правовое обоснование:

1. Согласно материалам дела, в результате деятельности Общества образуется такие виды отходов, как «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» IV класса опасности с кодом по ФККО 73310001724, а также «мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный» IV класса опасности с таким же кодом по ФККО – 73310001724. При этом Административный орган указал, что мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный не относится к ТКО.

В обоснование заявленных требований Общество отметило, что не является плательщиком платы за НВОС при размещении ТКО, ссылаясь на то, что не осуществляет специализированную деятельность по размещению ТКО.

2. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая НВОС, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.

При этом суд указал, что плата за НВОС при размещении ТКО вносится операторами по обращению с ТКО, региональными операторами, т.е. индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Также суд отметил, что согласно положениям Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается. Таким образом, Общество не обязано вносить плату за НВОС в 2016 году и 2017 году при размещении ТКО.

3. Административный орган, считая, что у Общества отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, произвел расчет платы за НВОС с повышающим пятикратным коэффициентом.

При этом судом установлено, что в спорный период субъектами платы за НВОС являлись лица, в результате деятельности которых указанные отходы образовались, и для которых утверждались нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

4. Учитывая изложенное, суд признал ссылку Административного органа на Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, как утратившее силу с 1 января 2016 года, ошибочной.

5. Суд также отметил, что на основании пункта 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом суд указал, что согласно пункту 4 статьи 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту НВОС, соответствующей категории объекта (I - IV категории) производится при его постановке на государственный учет в государственный реестр (федеральный или региональный). В соответствии с пунктом 4 письма Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих НВОС» в случае, если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в пунктах 1 – 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС. Из содержания вышеуказанного письма судом установлено, что данные объекты не относятся к объектам, на которые распространяется плата за НВОС.

6. На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что требования Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

Резюме суда:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается с юридических лиц, в процессе осуществления хозяйственной деятельности которых образуются такие отходы.

При этом в указанном случае отнесение хозяйствующего субъекта к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению твердых коммунальных отходов, не имеет самостоятельного правового значения для целей внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2018 года по делу № А61-435/18 Суть спора: Общество  обратилось в суд с заявлением о взыскании излишне уплаченной суммы  платы