Найти тему
ABW

Забыть про масложор и дерготню "робота" - и думать о розетке. Что ждет белорусских автомобилистов в недалеком будущем

"Продается Audi e-tron, состояние отличное, батарея протестирована, без пробега по РБ" - такое объявление лет через 10 вполне может быть обыденным, как и Nissan Leaf под каждым подъездом. Отдельные эпизоды уже наблюдаются. Почему мы так думаем и какие радости и огорчения ждут владельцев "электричек"? 

Это неизбежно?

-2

Команда "фас!" дана: один за другим производители готовят к выпуску целые семейства электромобилей. Например, Audi уже к 2025 году собирается вывести на рынок 12 электрических моделей, на которые придется около трети всех продаж. Porsche планирует к 2022 году инвестировать в электромобильность 6 млрд евро, а к 2025-му половина выпускаемых компанией автомобилей будет гибридами и электромобилями, в частности на электротягу полностью переведут следующее поколение кроссовера Macan. 

-3

Массовые бренды туда же. У нового поколения Peugeot 208 будет электрическая версия, как и у KIA Soul третьей генерации. Skoda готовит к выпуску купе-кроссовер на электротяге, у Volkswagen в частности и VAG - грандиозная программа по масштабному выводу относительно доступных моделей на платформе МЕВ. Учитывая размеры вложений и грандиозные планы не одного отдельно взятого, а сразу многих производителей, называть электромобили игрушками для богатых или выбором фриков больше не получится. Все гораздо серьезнее, пусть даже до нас волна дойдет с некоторым опозданием и накроет лишь частично. 

Посему, как бы вы сейчас ни относились к электромобилям, в будущем с этим все равно придется жить. Первые шаги уже делают нынешние владельцы Tesla, Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV - а чего ждать тем, кто последует их примеру? Поговорим о преимуществах и недостатках электромобилей на данном этапе развития технологий. 

Отличная динамика

-4

Недорогие модели вроде Smart electric drive и Mitsubishi i-MiEV создали стереотип о том, что электромобиль - этакая тележка на колесах, которая толком не разгоняется и не управляется. Но посмотрите на современные "электрички", которые одну за другой выводят автопроизводители. Отдача от 200 л.с. и 300 Нм даже у дешевых версий и 400-500 л.с. и 600-700 Нм у более дорогих. Причем не забывайте: диапазон максимального крутящего момента у электромоторов широчайший! Посему разгон с места до 100 км/ч менее чем за 8 секунд вполне достижим даже для массовых моделей, а у премиальных этот показатель на уровне 4-6 секунд. То есть с "зарядом" и динамикой у большинства электромобилей все в полном порядке. 

И управляемость (но есть нюансы)

-5

Равно как и с управляемостью! Да, тяжелая батарея добавляет электромобилю "инерционности" в поворотах, а также при ускорениях-замедлениях. Но массивную "плиту" располагают как можно ниже, что обеспечивает низкий центр тяжести и благоприятно сказывается на устойчивости. 

Дополнительные возможности электропривода

-6

А ведь у электромобилей полно и других плюсов с точки зрения активного водителя! Например, распределение "тяги" по осям, ведь управлять электромоторами можно как угодно! А еще рекуперативное замедление позволяет значительно облегчить жизнь тормозам и значительно снижает вероятность их перегрева. Как раз то, что надо для трек-дней!

Заряжать дешевле, чем заправлять

-7

В некоторых странах зарядка электромобиля может быть вообще бесплатной либо за символическую стоимость. Понятно, что такая "халява" рано или поздно закончится, но даже если заряжать по полному тарифу, это будет дешевле, чем заправлять автомобиль бензином или соляркой. По крайней мере в обозримом будущем. Опять же заряжать можно по разным тарифам, а теоретически даже "своим" электричеством от индивидуального ветряка или солнечных панелей. Но покажите-ка людей, у которых на участке имеется собственная нефтяная скважина и нефтеперерабатывающий заводик!

Можно рассчитывать на преференции (но это не точно)

-8

И вообще на данном этапе (жаль, что не в нашей стране) владельцы электромобилей получают от государства значительно больше благ и послаблений, чем владельцы обычных автомобилей. Субсидии при покупке электромобиля, освобождение от транспортного налога, возможность въезжать в центр города и парковаться в запрещенных для обычных автомобилей местах, часто бесплатно. Если подумать, все это лишь отчасти компенсирует более высокую стоимость покупки электромобиля, но лучше так, чем вообще никак. Тем более что все идет к тому, что со временем часть льгот владельцы "электричек" потеряют.

Забыть про вопросы с ДВС и коробкой

-9

Масложор, ресурс цепи ГРМ, толчки при переключениях - современные автомобили "кошмарят" своих владельцев подобными проблемами уже при пробегах едва за 100 тыс. км. У электромобиля нет сложного ДВС и коробки передач (хотя в упрощенном виде трансмиссия с редуктором наверняка имеется). Так вот, по крайней мере по этой части вопросов точно не будет. 

Обслуживание сокращается до минимума, но не полностью!

По этой же причине техническое обслуживание электромобиля существенно сокращается. Да, все равно периодически следует проводить контрольные осмотры и проверять состояние тормозной системы, рулевого управления, оборудования силовой установки, систем охлаждения батареи и климат-контроля. Но объем и стоимость таких работ должна быть меньше, чем в случае с обычной техникой. К тому же некоторые производители уже на время гарантии включают сервисный пакет в стоимость электромобиля. 

-10

Правда, стоит помнить, что подвеска и рулевое управление у электромобиля все-таки есть, причем из-за приличной массы (за счет тяжелой батареи) нагрузка на узлы может быть выше, чем у обычного автомобиля. Также имеется система охлаждения батареи, система отопления/кондиционирования салона, тормозная система (причем сложная, ведь она работает в паре с системой рекуперации). Да и про электрооборудование не стоит забывать… 

Запас хода растет, но не всем этого достаточно

-11

Если раньше для "электричек" нормой считался запас хода 150-200 км (а в реальности он мог составлять всего 90-120 км), то сейчас даже для компактных моделей заявляется в полтора раза большая цифра, а для дорогих электромобилей опускаться ниже 400 км по циклу WLTP уже не комильфо. В реальности, конечно, может быть и меньше, но 300-350 км - это вполне достижимая автономность. Сказывается даже не столько развитие технологий, сколько усиливающаяся конкуренция. Как бы то ни было, современные модели обеспечивают возможность съездить за город и вернуться без подзарядки. 

Зарядка - это все еще проблема

-12

Сам по себе запас хода даже 300 км можно было бы считать для многих достаточным, если бы не вопросы зарядки. Их много: где заряжаться ночью, где - в течение дня при поездках по городу, как быть с дальними поездками? Основные проблемы: "доступ к розетке" для жителей многоквартирных домов, распространенность и доступность зарядных станций, а также время зарядки. Как ни крути, а зарядить электромобиль сейчас дольше и сложнее, нежели обычный автомобиль, по крайней мере для рядового пользователя. 

Случись авария…

-13

Производители электромобилей утверждают, что батарея надежно защищена от механических воздействий в случае аварии: ячейки зашиты в корпус батареи, та упрятана в прочный короб с усилителями, а снизу прикрыта дополнительной защитой. Это по идее должно успокаивать, тем более что и краш-тесты современных электромобилей выглядят убедительно. 

Но вот вам доводы скептиков: по электромобилям в силу их малой распространенности в принципе не так много "аварийной" статистики, так что учитывать реальный опыт практически невозможно, а все меры по обеспечению пассивной безопасности строятся лишь на основании практики обычных автомобилей с ДВС, испытаний прототип и расчетов. Достаточно ли этого, чтобы гарантированно обеспечить высокий уровень пассивной безопасности? Ответ на этот вопрос даст только последующая статистика и анализ аварий с участием электромобилей. 

-14

Но у этой темы есть еще один аспект. Будет ли возможно или, точнее, экономически целесообразно восстановление электромобиля в случае повреждения батареи или тех или иных частей силовой установки? Впрочем, и модели с ДВС сейчас настолько высокотехнологичны, что качественный кузовной ремонт дешевым не будет. 

Отсутствие материально-технической базы

Кстати, а где вообще можно отремонтировать электромобиль? Как диагностировать электрооборудование, батарею, менять отказавшие ячейки? Кому доверить эти и другие специфические работы, где доставать запчасти? Пока здесь больше вопросов, чем ответов, хотя наверняка со временем и "гуру" по электромобилям будет больше, и даже "разборки" появятся. Но пока все придется пробивать пионерам электромобильности. 

Дорого!

Пока технологии конструирования и изготовления батарей не сделали качественного скачка вперед: размеры уменьшаются, характеристики улучшаются, но аккумуляторы по-прежнему очень тяжелые и очень дорогие, что сильно влияет на стоимость электромобиля. В случае с моделями премиум-сегмента это не так критично, а вот для массовых марок и "младших" классов это означает гораздо более высокий уровень цен по сравнению с обычными моделями. И вкупе с остальными недостатками это также снижает привлекательность "электричек". 

-15

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY 

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BYв Telegram или следите за паблик-чатом в Viber

Авто
5,66 млн интересуются