«Дембель неизбежен, как крах мирового капитализма!» - люди старшего поколения, познавшие в своё время все сопутствующие ратной службе «тяготы и лишения», скорее всего улыбнутся, услышав знакомую фразу, этот образчик армейского юмора времен СССР. Меня тоже, например, до сих пор веселит фраза: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся». Очень ёмко и наглядно, по-моему. А еще фраза из уст командования, формулирующая главный принцип управления личным составом в мирное время и проясняющая появление в солдатском фольклоре предыдущего шедевра: «Не важно, чем солдат будет занят, главное – чтобы он зае…» Ну, тут следует соответствующее моменту «солёное» словцо, допустимым для публичного воспроизведения аналогом которого будет, пожалуй, «очень сильно устал и измучился».
Стоит ли говорить, что с самого начала армейской службы, каждый, кто сменил джинсы и кроссовки на «хэбэ» или «робу» и полное вынужденное подневолие, - каждый, носивший на плечах буквы «СА», «Ф», «ПВ», «ВВ», с каким чувством, нежностью, порой невольно увлажняющимися глазами и мечтой в них же произносил сладкое слово «дембель». Нет не вслух, конечно: казарменная среда не позволяла распускать нюни, подставляться незащищенными местами под издёвки и подковырки. Скорее, в мечтах, когда желанное «рота отбой!» уже рявкнул дежурный, а сон, положенный по распорядку, еще не забрал к себе «зае.....хся» околодвадцатилетних пацанов, солдатиков т.е.
Порой, «дембелю» предшествовал «дембельский аккорд»: некая непростая задача, требующая большой затраты сил и времени. Принцип был такой: сделал дело – гуляй смело. Сдал «дембельский аккорд» - прощай служба, встречайте меня друзья, подруги, «гражданка» во всей красе, со всеми «неуставными» удовольствиями, сейчас я до вас дорвусь!
Ну, так вот. А моим «дембельским аккордом» стал парад 7 ноября 1987 года на Красной площади столицы. Вот так-то! Главный парад страны, да к тому же еще 70 летнюю годовщину Вел. Окт.Соц. р-ции собой знаменующий. Серьёзное мероприятие, как вы сами понимаете.
Подготовка к нему началась за полгода. Практически каждый день нас свозили на репетиции со всего Московского военного округа на Тушинский аэродром, на взлетной полосе которого была воспроизведена разметка Красной площади.
Сводный оркестровый полк состоял из трёх батальонов, наш оркестр попал в тот, которым командовал майор Халилов. Да, тот самый Валерий Михайлович Халилов, который в последствии, в звании генерал-лейтенанта будет возглавлять Военно-оркестровую службу министерства обороны РФ, руководить ансамблем песни и пляски им.Александрова, снискает почет и уважение за многие свои заслуги. И чья жизнь так внезапно оборвётся, в буквальном смысле «на взлёте», катастрофой самолёта, сопровождавшейся гибелью Доктора Лизы, артистов ансамбля Александрова, других пассажиров и экипажа того злосчастного «Ту-154».
Но это будет позднее, а 7 ноября 1987 года, подводя итог полугодовой муштре и оттачиванию навыков слаженной совместной парадной работы, мы, т.е. несколько тысяч человек пеше и «конно» (ну, участники механизированной части парада, которые) выстроились на площади в ожидании перебоя курантов Спасской башни (каждая репетиция начиналась с их записи) и долгожданного: «Паааррраааааааад!.. Смиррнооо!.. Для встречи слева накрааа…улллл!!!» И тут вступаем мы со «Встречным маршем», вся наша многосотенная армада с сияющими начищенными звонкими трубами, утробно завывающими валторнами, распевными тенорами и баритонами, ухающими тубами и геликонами, сверкая надраенным металлом тарелок, перебоем больших и малых барабанов. В том числе вступаю и я, со своим малым барабаном, в длиннющей шеренге ударных инструментов.
Парад принимал, как водится, министр обороны, в этой роли выступал сравнительно недавно назначенный маршал Язов Д.Т. В армейской среде его назначение приняли неоднозначно: мол, тыловик-обеспеченец возглавил все Вооруженные силы, негоже как-то, мол. Знали бы мы тогда, через что предстоит пройти нашей армии, про «Пашу-мерседеса» или Сердюкова, которые займут этот пост в последствии. Да и аббревиатура «ГКЧП» и фамилия Язов Д.Т., в составе этого комитета, прозвучат ещё только через четыре года.
А пока, потихоньку косясь на трибуну мавзолея (наш батальон стоял ближе к историческому музею), не отвлекаясь от своей оркестровой партии, я разглядел там Горбачева, Фиделя и других неопознанных мною на таком удалении важных политических деятелей «эсэсэсэсэра» и «соцлагеря». Они, как водится, улыбались и сдержанно помахивали руками, являя миру в своём лице образцы прогрессивного человечества, миролюбивой политики, наряду со всевозможными твёрдыми решимостями.
А на площади, между тем, разворачивался Парад во всей своей грандиозной красе. И тут я, пожалуй, открою небольшой секрет для тех, кто не знает, касающийся системы формирования стройности марширующих парадных коробок.
Дело в том, что Площадь покрыта всевозможными пятнами и линиями разметки, обращали внимание? Ну, по направлению линий можно догадаться, что они служили ориентирами проходящей по брусчатке военной технике. А вот парадные коробки батальонов ориентировались по небольшим белым кружочкам, ненавязчиво присутствующим в оформлении места проведения парада. Разумеется, что и на репетиционной площадке, о которой я рассказывал ранее, они присутствовали и были крайне необходимы. Дело в том, что эти метки строго, «под линеечку», с интервалом, если правильно помню, шагов где-то в пять, повторялись по всей длине маршрута движения. И, самое главное, что они были выстроены в линеечку и во всю ширину Красной площади тоже. И, вот, технология организации стройный рядов основывалась на том, что каждый пятый в шеренге должен был идти так, чтобы пятка его левой ноги каждый раз попадала на такую метку. А те, кто шли рядом с ним, соответственно, равнялись на него. Надеюсь, что понятно изложил, нет?
Ну, так вот, в ночь, предшествующую параду, осенний морозец прихватил полагающуюся климату и времени года морось, покрыв скользкой глазурью улицы и площади столицы, включая и Место Проведения Парада. На Тушинском аэродроме для борьбы с этой неизбежной напастью использовали установку в виде реактивной турбины, посаженной на колесный прицеп к топливозаправщику, которая своей горячей струёй попросту испаряла весь лёд с полосы. А, вот, на Красной площади, в центре столицы, среди исторических памятников, рядом с местом работы Первых лиц Государства, вероятно, задействовать оную сочли невозможным.
В итоге, в день парада, чтобы никто при прохождении не поскользнулся и с позором не грохнулся, умные и предусмотрительные чиновьичи люди приказали посыпать площадь песочком (хладореагенты у нас в стране тогда еще не применялись, насколько помню). В результате изрядная часть меток стала невидима или малозаметна под песочными наслоениями. А строй-то у нас в сводном оркестровом полку при финальном прохождении был из шеренг длиной во всю ширину площади. Обычные войсковые батальоны шли шеренгами раза в три-четыре короче: у них где-то человек сорок, а у нас, наверное, человек аж триста в шеренге.
Ну, и прошли в результате мы не лучшим образом. Прямую трансляцию, конечно же увидеть нам не довелось по причине непосредственного участия в действии, но вечером, в программе "Время", в главном сюжете дня о параде и нас мельком показали, прохождение нашего сводного оркестра т.е. Наш фрагмент где-то пару секунд длился, наверное, но и этого времени было достаточно, чтобы ужаснуться от той "гармошки", в которую превратился строй сводного оркестрового полка на Юбилейном параде в честь 70-летия Вел. Окт. рев-ции.
Но Фиделя я видел. Возможно, что и он меня))) Это грело душу, но гораздо больше наполняло счастьем то, что это был мой "дембельский аккорд", предшествовавший окончанию двухлетней срочной службы. Давненько это было, да. Тридцать с лишним лет тому назад, за четыре года до того момента, когда страна, в которой я родился, вырос, которой давал Присягу, перестала существовать. И дембель мой состоялся, как и полагалось, вовремя, практически сразу вслед за этим «дембельским аккордом», а, вот, краха мирового капитализма пока что-то не наблюдается.