Найти тему
Елена Холмова

ГЕРОИНЮ РОМАНА УВОЛИЛИ

Героиню уволили. Бывает. А чего она промолчала-то? Уволили явно незаконно…

Возможно, героиня по замыслу автора такая тюня-тютюня, что ей и в голову не могло прийти отстаивать попранное конституционное право на труд. Да и не читала она никогда в жизни ничего похожего на Трудовой кодекс.

Но сам-то автор понимает, что его героиню уволили незаконно?

Если да – отлично. И он вполне имеет право оставить эту информацию «за кадром». А если не понимает, то создаваемая им картина начинает расходиться с тем, что видит читатель.

БАБУШКИНО НАСЛЕДСТВО

Если у героя умерла бабушка (дядюшка, троюродная тётя и т.д.), и бабушкино имущество оказалось в его руках, то неплохо бы разобраться, имеет ли он право на наследство. И если имеет, то – на какую часть. Согласитесь, от этого зависит, кем его увидит читатель: хапугой, бессребреником или борцом за справедливость.

ДЖУЛЬЕТТА

Сколько лет было Джульетте, даже и нет смысла сейчас вспоминать. Ну, пусть героиня (она же – возлюбленная героя) будет постарше – ей 15 лет, а герой немного старше её. И любовь их доходит до физической близости (или начинается с неё – совершенно неважно). Знакомый сюжет?

А знает ли автор, что по российскому законодательству, герой совершает преступление?

Если маргинальность героя вписывается в концепцию книги, то всё в порядке. А если нет – то нужно менять… то ли возраст возлюбленной, то ли характер их отношений, то ли концепцию.

ЧИТАТЕЛИ НЕ ПОГОЛОВНО ЮРИСТЫ

Юристы даже вряд ли составляют значительную часть читателей. Но есть нормы, с которыми знакомо практически всё взрослое население России. Поэтому писателю не стоит упускать из вида правовое регулирование создаваемых им ситуаций. Особенно если действие книги разворачивается в России.

Даже не у юриста, а просто у человека, пару раз официально устраивавшегося на работу и с работы увольнявшегося, снизится степень доверия к автору, описывающему непреодолимые сложности увольнения героя по его собственному желанию и лёгкость его же увольнения работодателем. А если положительный герой явно нарушает Уголовный кодекс, читатель придет в замешательство. И при большом количестве таких неувязок просто бросит читать книгу.

Если местом действия является не Россия, а другое государство, то понимание юридической стороны происходящего тоже не помешает, но отсутствие такого понимания не столь критично.

Например, герои книги живут во Франции, автор – в другой стране, и с французским законодательством мало знаком. Книгу, написанную на русском языке, во Франции тоже прочтут, но, во-первых, это почти наверняка будет незначительный процент читателей, а во-вторых, жители Франции снисходительнее отнесутся к тому, что русскоязычный автор не знает круга наследников первой очереди по Кодексу Наполеона. Хотя тоже споткнутся о ситуацию неправильного раздела наследства.

А вот если герой живёт в вымышленном мире… Думаете, в мире фэнтези с вопросами права писателю проще всего? Ничуть не бывало. Правовая система-то есть, раз есть какое-то общество разумных существ, только о ней вообще нигде нельзя ничего узнать!

Но об этом я расскажу вам позже. Возможно – завтра.

В ОБЩЕМ, ЧИТАЙТЕ КОНСТИТУЦИЮ

Читайте кодексы и другие законы. Понемногу (много нормальный не-юрист за один раз не осилит) и под настроение. Это полезно и местами увлекательно.