На рынке Татарстана конкурировать очень непросто – в регионе присутствуют практически все федеральные игроки, но местной сети «Эссен» не только удается держаться на плаву, но и расти. «Эссен» делает ставку на собственное производство (оборот 1 млрд за прошлый год), проводит акции, торгует востребованной в этом регионе продукцией халяль, включает в магазинах русскую и татарскую музыку, делает именные надписи на пирожных и поэтому нравится покупателям.
Сеть «Эссен» объединяет 32 магазина: 23 гипермаркета (торговой площадью от 1,9 до 7,5 тыс. кв. м), 7 универсамов (950 кв. м) и 2 супермаркета (1,7–2,2 тыс. кв. м). Товарооборот сети в 2017 году составил 13,9 млрд руб. Регионы присутствия: Татарстан, Марий Эл, Башкирия, Удмуртия, Чувашия, Кировская область.
Стандартный гипермаркет: «Эссен» на ул. Тукая
Набережные Челны, откуда родом «Эссен», – город высокой конкуренции. Тем не менее, по словам Азамата Ахмадуллина, генерального директора компании «Оптовик», которая управляет сетью «Эссен», региональный ритейл укрепляет зону сопротивления, обеспечивая уникальное предложение, в том числе за счет собственного производства, свежих фруктов и овощей, товаров местных производителей, уникальных программ лояльности и создания новых привлекательных форматов.
Гипермаркет на улице Тукая – один из стандартных. Торговая площадь – 4300 кв. м, дебаркадер, предназначенный только для приемки, – 1000 кв. м. Ассортимент – 18 тыс. SKU. В магазине работают 145 сотрудников.
Стабильный трафик, типовая планировка и компактность зала позволяют обкатывать здесь проекты, разрабатываемые офисом. Во входной зоне – стена, посвященная акционным предложениям в сегменте food . Сеть регулярно мониторит цены конкурентов и выставляет самые дешевые предложения.
Композиционный центр торгового зала – центральная аллея скидок. Акционная аллея действует постоянно и организована по сезонам и типам акций. Одни товары меняются раз в неделю, другие – раз в две недели. Под акции также заняты все торцы стеллажей и прикассовая зона. Одновременно по акциям продаются 2 тысячи позиций разных категорий. По словам Арзу Мехтиевой, директора магазина, сегодня промо – главный инструмент продаж, доля промо — в среднем 20%, в некоторых категориях (бытовая химия, алкоголь) — доходит до 80%.
Работает еще одна трафикообразующая схема — тематические дни скидок: детский понедельник, молочный вторник, мясная пятница, скидка в день рождения покупателя и в день рождения сети «Эссен».
Как рассказал Александр Санников, ИТ-директор, сеть движется в сторону персональных предложений. В конце прошлого года в кассовую программу был установлен новый модуль, позволяющий предоставлять персональные предложения в виде скидок, анализировать покупки и предпочтения и выделять сегменты клиентов. Ожидания от внедрения — повышение среднего чека не менее чем на 5%.
У большинства лояльных клиентов установлено мобильное приложение, в котором видны персональные и общие акции, а также есть техническая возможность принимать уведомления и отправлять сообщения магазину. Авторизоваться можно при помощи виртуальной карты.
Инфокиоск — пилотный проект, действующий в двух гипермаркетах сети. Держатель карты «Эссен» может посмотреть на терминале, установленном в торговом зале, какие персональные предложения и скидки у него есть, и выбрать то, что ему интересно. Выбранный купон загружается сразу на кассу и активизируется при оплате покупки. (На фото – напольный инфокиоск в гипермаркете на ул. Тукая и подвесной инфокиоск в гипермаркете на пр. Яшьлек).
В гипермаркете на ул. Тукая дебаркадер работает только на приемку, поэтому товар расфасовывается и выносится в зал, где хранится на высотных стеллажах, расположенных по периметру и по центру. Вскоре высотные стеллажи здесь будут расставлены строго по периметру. Кроме того, в рамках повышения производительности труда, планируется внедрить систему адресного хранения. Сейчас приемка, размещение и поиск товаров производятся вручную, но в ближайшее время эти процессы будут автоматизированы.
Сеть проводит постепенную реконструкцию гипермаркетов — высокие стеллажи для покупателей заменены на низкие, увеличен ассортимент, добавлены весовые товары и расширена зона фреш. В зоне фруктов и овощей акцент сделан на широту ассортимента: не менее шести сортов яблок, трех сортов помидоров, экзотические фрукты и ягоды.
Один из способов отстройки от федералов и создания уникального предложения — собственное производство (СП). Цеха СП расположены в каждом гипермаркете, работает фабрика-кухня. По итогам 2018 года оборот собственного производства сети составил 1 млрд руб., увеличившись за год на 10%. Основные драйверы — мясная и хлебобулочная продукция.
Ассортимент мясной продукции собственного производства — более 200 SKU. Среди самых востребованных позиций — шашлык. Начало 2019 года показало рост группы колбас и деликатесов СП на 15%, группы пельменей — на 20%.
В ассортименте пекарен гипермаркетов сети более 87 наименований — хлеба, багеты, батоны, пироги, ватрушки, пирожки, изделия из слоеного и песочного теста.
Еще один пилот в гипермаркете на улице Тукая — кассы самообслуживания. Действуют по классической схеме, но пока только для безналичной оплаты. «Без качественного оборудования для работы с банковскими платежными картами уже немыслим современный магазин, – говорит Александр Санников. – Общий тренд – уход от наличных платежей и переход к безналичным средствам оплаты покупок. Есть прогнозы, что к 2022 году количество безналичных платежей в России будет составлять более 80%. За POS-терминалами – будущее. Это удобный инструмент оплаты и поддержания лояльности, услуга, востребованная уже не только людьми поколения X или Y, но и всеми возрастными группами покупателей».
Среди фишек «Эссен Green» — товары, которых нет в других гипермаркетах сети, ассортимент переориентирован в сторону экзотики, импорта, деликатесов, здорового и диетического питания. На отдельных стеллажах представлены продукты разных кухонь мира, стран Восточной и Средней Азии, Европы. Недавно в супермаркетах «Эссен Green» была запущена услуга «Хлеб на заказ», который выпекается в течение 15 минут. Заготовки хранятся в холодильнике. Пока покупатель, сделавший заказ, гуляет по залу, персонально для него готовится свежий хлеб типа чиабатта, который он сможет съесть тут же, еще теплым. Рекламный щит об услуге размещен на подъезде к магазину. Зона с продукцией собственного производства отличается эстетичной премиальной выкладкой.
Виктория Максимова, Retail.ru
Теги: «Эссен» Татарстан гипермаркет технологии Развитие сети
Статья относится к тематикам: Retail, Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы, Практика, FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь, Создание атмосферы магазина
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru