Найти тему
Махараштра

Вуду: путешествие по земле мертвых

Оглавление

В последние полвека Гаити - самая бедная страна в западном полушарии - вернулась к поклонению вуду. Этому не нужны посредники между живыми и божествами, среди которых темный барон Самеди и Эрзули - изображенные как Ченстохова Черная Мадонна. Когда божество входит в человека, могут происходить различные, часто сверхъестественные вещи. Тем не менее, вы должны быть осторожны, потому что вход в «Петро» - третье состояние владения, часто заканчивается смертью. Только жрецы, умеющие черпать химию природы, создают пудре - «порошок зомби»...

События внезапно начинают напоминать триллер сцены. Мануэль Дельгадо сжимает свою камеру, и мы все хватаем наши мачете. Наш автомобиль был окружен группой черных гаитян, которые не любят «бланшов» - как они называют белых людей. Обычно европейцам не рекомендуется выезжать за пределы полуразрушенных городов вдали от Порт-о-Пренса, где вероятность быть ограбленным составляет около 90 процентов.

После многих минут ожидания нам разрешили выйти из машины. Преподобный Балагер - высокий бокоре (священник вуду), давайте посетим его храм. Hounfour был скромным деревянным сараем, в котором колонна стояла посередине - неотъемлемая часть каждого ритуала, посредством которого боги вызваны в земли. Мерцающая лампочка и семь свечей позволяют увидеть лицо Преподобного Балагера с пронзительными глазами и ковбойской шляпой Стетсона на голове.

Пока гид говорил с Балагером, чтобы мы увидели его «дьявола» и «зомби», внезапно свет погас. Старая лампочка, казалось, сгорела, и наступила тьма, освещенная пламенем нескольких свечей. Затем Балагер поприветствовал своего «дьявола», который был спрятан за таинственной металлической дверью, в которую священник «набросал» несколько раз. Посредине комнаты было что-то, отреагировавшее жестокими ударами в дверь, которые сотрясали весь «храм». Тогда мы узнали, что Босс должен связаться с божествами. Мы видели, как Балагер впал в своего рода транс, и контроль над его телом захватывает Браво - один из богов, который вместе с бароном Самеди и бароном Ла Круа осуществляет власть над смертью и кладбищами. Затем Балагер дает нам своего рода «попытку»: мы обмениваемся комбинацией рукопожатия.

Именно на Гаити внутри непонятного белого и непредсказуемого культа Ву-ду (vodu - так его называют автохтонами) все логические паттерны, импортируемые с запада, напряжены. Слово происходит от языка фонемы Дагомеи и означает «божество» или «дух». Эти слова прекрасно отражают природу богослужения, которое пронизывает все сферы жизни в этой беднейшей стране Америки.

Воу-ду и президент

Франсуа Дювалье (1907-71) - гаитянский диктатор, пожизненный президент, врач по профессии, известный сторонник вуду. Президент Чада Франсуа Томбалбей (1918-1975), который был убит во время государственного переворота (фотография П.Д.), попытался обратить свою нацию в этот культ (как уроженец Африки).
Франсуа Дювалье (1907-71) - гаитянский диктатор, пожизненный президент, врач по профессии, известный сторонник вуду. Президент Чада Франсуа Томбалбей (1918-1975), который был убит во время государственного переворота (фотография П.Д.), попытался обратить свою нацию в этот культ (как уроженец Африки).

В конце 1995 года Гаити посетил Билл Клинтон, который наблюдал за «сменой караула», когда американские подразделения заменили силы ООН. На площади перед Президентским дворцом в Порт-о-Пренсе появилась толпа. Когда Клинтон закончил свою речь о военном вмешательстве в Гаити, возле его микрофона приземлился белый голубь. Толпа в четыре тысячи человек внезапно вздохнула, потому что для них это был «знак от богов». Лоа приняли Клинтона. Это, казалось бы, невинное совпадение имело интересные последствия, потому что многие (часто секретные) группы, такие как «Бизанго», которые выступали против иностранных вмешательств в Гаити и использовали для этого магию, приняли волю «богов». Если бы лоас так решил, никто не мог противостоять им.

От Маккандалы, лидера восстания рабов 17-го века, до времен генерала Рауля Седраса, ни один гаитянский лидер никогда не забывал ведущую роль вуду. Исключением также не был президент Жан-Бертран Аристид, который, хотя он был католическим священником, объявил в 1995 году, что столицей станет великая «базилика» вуду, которая позволила приравнять этот культ к различным фракциям христианства.

Однако один из политиков специально использовал вуду. Это был темный и загадочный Франсуа Дювалье, известный как «Папа Док». В 1954 году он опубликовал монографию с Лоримером Дени «Постепенная эволюция Вуду» («L'Evolutiongraelle du vaudou») и знания, необходимые для ее написания, также во время его работы.

В молодости Дювалье вместе с другими интеллектуалами опубликовал националистическую газету Les Griots. В то время, когда правительство разрушало предметы, используемые в церемониях вуду, чтобы подчинить власть Церкви населению, «гриоты» увидели в ней своего рода национальную религию, содержащую поразительное восстание против белых колонистов с севера. Неудивительно, что «Док» получил поддержку многих тайных обществ, и во время предвыборной кампании 1957 года в качестве штаб-квартиры его партии использовались часовня, храмы вуду.

Вскоре после прихода к власти Дювалье назначил печально известную армию Гонаивов Захария Дельва главнокомандующим армией, запустив проект по восстановлению поклонения вуду. Его охранники, «эзотерическая полиция» добровольцев за национальную безопасность (ВСН) - под названием «Тонтон Макут» (из гаитянской легенды о захватывающих детях «дядюшки» - тонтоны), сеют ужас на острове. Политические противники Дювалье также преследовались. В одной из самых мрачных историй о «Папе» рассказывалось о том, как капитан доставил ему специально зафрахтованный самолет. Blucher Fhilgenes - одна из мятежников, которую обезглавили и держали в ведре со льдом, используя ее для секретных ритуалов.

Папа Док, благодаря своим знаниям о вуду, распространил вокруг себя странную легенду, с которой никто не спорит в Гаити и которая позволила его правительствам просуществовать десятилетиями. Многие простые люди даже верили, что Дювалье был воплощением барона Самеди. «Они не могут поймать меня. Я нематериальное существо», - сказал он во время одного из своих выступлений в 1963 году. Для некоторых он все еще действует как лоа - призрак, который может проявляться в некоторых ритуалах.

Кровь - ритм - одержимость

Эрзулия - богиня любви и красоты, изображается в иконографии как Ченстохова Черная Мадонна. Это произошло благодаря польским миссионерам или полякам, которые отправились на Гаити во время правления Наполеона, чтобы подавить восстание рабов. Потомки многих из них живут там и по сей день. Кровавое лицо Эрзули Дантор - женщины-защитницы - опасное лицо богини.Внезапно мы услышали ритм барабанов.
Эрзулия - богиня любви и красоты, изображается в иконографии как Ченстохова Черная Мадонна. Это произошло благодаря польским миссионерам или полякам, которые отправились на Гаити во время правления Наполеона, чтобы подавить восстание рабов. Потомки многих из них живут там и по сей день. Кровавое лицо Эрзули Дантор - женщины-защитницы - опасное лицо богини.Внезапно мы услышали ритм барабанов.

Судорожный танец верующих, проходящих посвящение, он ходил с африканскими песнями и литаниями. Ритуал вуду, который мы видели в Качимане, расположенном недалеко от границы с Доминиканской Республикой, проводил священник Мануэль Санчес Эли. В какой-то момент, не задумываясь, один из помощников Унганы мощно качнулся на спине жертвенного барана, отрубив ему голову. Кровь животного брызнула на всех присутствующих. Голова была оторвана от остальных и отдана богам, в то время как два «мальчика-алтаря» были заняты удалением торса из мяса, которое затем подавали участникам. Здесь смешиваются все аспекты вуду: кровь, музыка и эстетика.

Вуду, как и Сантерия, Умбанда, Кандомбле и Пало Майомбе, является продуктом религиозного синкретизма - сочетания африканских религий с христианством. Первоначальные верования были перенесены рабами из Черной Земли в Новы-Свят и загнаны в новые рамки. Орисса и африканские лоа были признаны святыми, мистиками и мучениками только для того, чтобы их поклонение могло выжить в новом, враждебном мире, которым правят белые. Эта абстрактная смесь колдовства, язычества и христианства сохранилась до наших дней.

Говорят, что 16 июля 1843 года около Вилле Бонер произошло появление Марии. Призрак должен был быть виден на кончике пальмы, которая росла рядом с местом, где тонущий водопад на реке Томбе называется Саут д'Эу - священное место для поклонников вуду. Католическая церковь признала это местом поклонения Марии, однако гаитяне превратили его в храм Эрзули Фред - богини любви и красоты (обычно изображается как Ченстохова "Черная Мадонна"). С тех пор каждое 16 июля в Саут-д'Эу собираются тысячи паломников, которые хотят отдать ему дань уважения, хотя священники истолковывают это как паломничество к месту явлений Божьей Матери. Дело в том, что 85% католиков официально находятся на Гаити, но почти все верят в вуду.

В Saut d'Eau, как и в любой другой церемонии вуду, присутствует еще один элемент: одержимость.

Социологические исследования, проведенные в отношении 496 социальных групп по всему миру, показали, что 360 из них верят в какую-то форму одержимости. Гаити, вероятно, лидирует. Как писал этнобиолог Уэйд Дэвис: «Вуду - очень демократичная религия. Каждый верующий не только имеет прямой контакт с призраками, но также может делить места в своем теле». В отличие от других религий, афро-карибские конфессии не говорят о связях между божеством и людьми. Когда бог входит в тело верующего, может произойти все: странные голоса, приступы истерии, одержимость стеклом или хождение по горячим углям.

Гаитянское вуду перечисляет три типа владения: совет, геде и петро, последние два из которых являются наиболее впечатляющими. Петро - самое жестокое, и опасное государство. Известны случаи гибели верующих, чьи тела преследовали могущественные лоа в Петро Вуду. Этот вид ритуала также дает выход растущему гневу и противодействию унижению чернокожих, которые веками эксплуатировались на острове эксплуатации.

Секретная сеть

- Коллегу, работающую в области дипломатии, однажды вызвали в качестве свидетеля на судебное разбирательство против одного из тайных обществ, которые начали появляться в Гаити. Когда он пришел ко двору, в комнате был котел, из которого во время магического ритуала торчали голова и рука девушки, посвященные этой группой. Коллега выбежал из комнаты и его вырвало, - сказал Хуан Бласкес - испанский консул в Порт-о-Пренсе, который как ученый специализировался на вуду. На протяжении многих лет он слышал о многих секретных группах, которые (в пределах его возможностей) пытались провести расследование.

Изучение тайных обществ Гаити - огромная работа для антропологов и социологов. Летом 1976 года местный антрополог Мишель Лагерра встретился с жителями одной из деревень, которые принадлежали к таким группам, но затем они изменили свою религию на протестантизм и могли предоставить ему некоторую информацию. По их словам, эти группы функционируют как Гаити долго и широко.

Некоторые из них боятся людей больше, чем другие. Например, «Зобоп» терроризирует население в поисках «предателей нации», которых они похищают, а затем жестоко наказывают, другие, как Визанго, продолжают старые магические традиции, иногда смешиваясь с масонскими и коренными африканскими ритуалами. Например, у Бизанго есть свои «7 заповедей», которые называются «семь преступлений» (это амбиции, богатство, полученное за счет семьи или подчиненных, неуважение к другим членам братства, соблазнение чьей-то жены, клевета на других влияют на ухудшение их положения, наносят вред семьям византийских членов или делают что-либо, что мешает другим работать на земле).

Яд для живых мертвецов

Однажды мы попытались убедить священников вуду позволить нам записать ритуал геде. Мы знали, что нас там не ждут. В другой раз, когда проводились аналогичные переговоры, гафун был окружен гаитянами, которые угрожали убить нас, если мы не дадим им 1000 долларов США.

Пока один из нас спорил со священником, высокий молодой человек играл в углу резиновой перчаткой, одевал и снимал ее с пальцев, сохраняя странную улыбку. Мы знали, кто он и что это значит. В любой момент на его руках может появиться желтоватый порошок, контакт с которым означает ужасающую перспективу «зомбирования». Зная это, мы решили, что если один из нас «погиб» на Гаити, его тело должно быть немедленно отправлено в Испанию. На Гаити даже смерть опасна, и часто это не то, чем кажется.

Антропологи, миссионеры и фармацевты, которые сталкивались с традиционной африканской медициной, узнали о ее чудесах. Знание трав, растений и ядов, связанных с растениями, которыми обладали ведьмы и шаманы, было огромным, и некоторые из них проникли на корабли рабов в Гаити. Этнологи и биологи, проанализировавшие «волшебные рецепты» хоунгов и бокоров, натолкнулись на ряд веществ с удивительным эффектом, таких как корень растения albizzia versicolorкоторый в Африке используется для изготовления «ибок усиак» («лекарство, заставляющее людей говорить») - своего рода «сыворотка правды» с Черного континента. Еще один, так называемый Порошок Zawda, используемый для разжигания домашних ссор или Yoyo для снятия чар. С десятками волшебных порошков, которые имеют различное использование и функции, Pudre также является самым интересным, также известным как «порошок зомби».

Порошок - зомби порошок

Клервиус Нарцисс - человек, который вернулся домой после дюжины лет зомби. Нарцисс, объявленный мертвым в 1960-х годах, после смерти, дав ему Pudre bokora, он вышел из состояния зомби и вернулся в свою родную деревню L'Estere в 1980 году.
Клервиус Нарцисс - человек, который вернулся домой после дюжины лет зомби. Нарцисс, объявленный мертвым в 1960-х годах, после смерти, дав ему Pudre bokora, он вышел из состояния зомби и вернулся в свою родную деревню L'Estere в 1980 году.

Я не могу говорить о Пудре, не упомянув пионерскую публикацию антрополога, биолога и этноботаниста Гарварда Уэйда Дэвиса под названием «Загадка зомби», которая не только принесла ему докторскую степень, но и вдохновила на создание фильма «Змея и радуга»). Уэйд Дэвис начал свою охоту на зомби в апреле 1982 года. Несмотря на скептицизм и иногда явное нежелание (даже со стороны гаитянских медиков) изучать миф о «живых мертвецах», Дэвис достиг сердца великой загадки, одетой в одежды страха и суеверия. Это был не первый случай медицинской документации процесса «зомбирования», но ранее консервативные ученые описывали это явление только как часть «ловкости рук» или «популярных историй». Если бы люди ходили по улицам Порт-о-Пренса, который однажды выдал свидетельство о смерти, обычно принимался за ошибку, совпадение или медицинскую ошибку. Все знали, что невозможно вернуться из могилы...

Однако свидетельства о смерти на этом не закончились. Родственники и соседи часто узнавали своих родственников по зомби. После вступления в контакт с хуанами и бокорами, Дэвис завладел несколькими своими секретами, в том числе Пудре подготовка.

Зомбификация была фактически результатом необычного использования природных веществ бокорами. Это было далеко от странных эзотерических ритуалов и всего, с чем связано это явление в западной культуре. Порошок (порошок зомби) представляет собой смесь веществ растительного, животного и человеческого происхождения, соединенных в правильных пропорциях и составляющих самый захватывающий яд афроамериканского волшебства. Растительные экстракты, сгоревшие человеческие кости, вещества, полученные из рыбы, тарантула, ядовитых жаб, насекомых и т. д. они образуют специфический, основным компонентом которого является тетродотоксин, который встречается в основном у рыб-оленей, обитающих в Карибском бассейне. Чтобы приготовить порошок, вы должны быть гроссмейстером - неправильно выбранные пропорции не окажут никакого влияния на людей, или же они убьют немедленно.

После изготовления порошок рассыпается по дому жертвы, так что он может проникнуть в ее кожу, когда человек босой. В других случаях бокор просто бросает его в лицо будущему зомби, который затем «умирает», а священник кладет свою украденную душу в бутылку. После похорон бокор и его помощники эксгумируют, копают тело и продают зомби в качестве раба в другой части острова.

На Гаити страх стать зомби настолько силен, что во многих случаях мертвым отрезают головы, прибивают к гробу или зарывают рядом с домом, чтобы ублюдок не выкопал его тело. Дэвис предположил, что благодаря исключительному мастерству в «естественной химии», они могут держать зомби в состоянии «полусмерти» в течение многих лет. Однако многие ученые все еще сомневаются в этом.

Тем не менее, на Гаити во многих случаях смерть не является концом. Она также не является антонимом жизни, поскольку вуду сочетает в себе сферы жизни и смерти, являясь неотъемлемой частью функционирования местных сообществ.