Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!
(автор, А.С. Пушкин, Домовому)
Наши Родичи верили, что с нами, бок о бок, в избе, в доме, живет домашний дух или Домовой. В обычное время он не виден для домочадцев, появляется чаще всего перед главой семьи перед какими-то важными событиями, которые ожидают их в будущем, и как правило в вечернее или ночное время суток. У него может быть жена, которая зовется Домахой. Отдельно от Домового, Домахи живут в семьях, в которых одни лишь женщины.
Покровительствует им могучий Велес, от которого у них есть способности к врачеванию домашней скотины, лечению людей, предсказанию будущего. В домах он любит селиться в укромных уголках на чердаке, за печкой, в подполье, в дымоходной трубе.
В большинстве своем это добрый дух, который любит пошутить, поиграть, особенно с маленькими детьми. Проявляет себя по-разному: может погладить человека по руке или по голове, тогда человек чувствует ласковое прикосновение чего-то пушистого и теплого, может ночью во время сна навалиться на спящего на спине человека, прижать его к ложу, не давать возможности пошевелиться и не отпускать. В этом случае, надо спросить у него, к добру или к худу? Домовой непременно ответит. Во время отсутствия хозяев, домовой присматривает за двором, караулит дом от воров, защищает от пожаров, препятствует и борется с нечистой силой, которая пытается проникнуть внутрь и навредить людям. Если в хозяйстве есть домашняя скотина, лошади, которых он очень любит, то может поселится и в конюшне, ухаживать за лошадьми, расчесывать им гриву и хвост, заплетать косички, кормить. От такой заботы животные становятся ухоженными и покладистыми.
Но уж если он не взлюбит какую животинку, то начинает всячески ее изводить, мучить, морить голодом, часто доводя до измора. От этого хозяева старались заводить лошадей той масти, которая пришлась ко двору, иными словами полюбилась Домовому. Не любит он, когда его называют и сравнивают с нечистой силой, а также, если хозяева лентяи, постоянно ссорятся и ругаются, и в доме нет порядка и чистоты. В этом случае Домовой может начать пакостничать, бить посуду, прятать и не отдавать вещи, завывать диким голосом, топать и шуметь по ночам, всячески пытаться извести и выгнать хозяев. Обычно Славяне обращались к нему уважительно, называли Батюшка Домовой, Сам Хозяин или Дедушка.
Фотографий Домового, к сожалению, нет, но по словесному описанию он мог показаться человеку каждый раз в ином образе. Это мог быть сгорбленный старец с длинной седой бородой или же совсем юный мальчик, ростом 20-30 сантиметров, мог быть лицом схожим с хозяином дома. Так же его можно было увидеть боковым зрением в виде какого-то размывчатого образа, тени. Мог Домовой и превратиться в кошку, мышь, или в лягуху. Идолы Домового вырезались из дерева в виде бородатого мужичка в шапке. Они назывались чуры. Наверняка все помнят выражение, которое мы говорили в детстве, «Чур меня». Не осознавая того, когда мы говорим это, то просим Домового духа хранить нас, заручаемся его поддержкой.
Когда Славянский род переезжает из одного дома в другой, меняет место жительства, то по обычаю первопредков, в последнюю ночь ночевки в покидаемом доме, хозяева ставят корзинку на пол возле порога, кладут туда хлеб да соль или ставят горшочек с кашей и просят Домового: «Дедушка Домовой, выходи, иди с нами жить!». По приезду на новое жилище, эту корзинку ставят посреди избы и говорят: «Дедушка домовой, выходи домой. Здесь будем жить!», и первый ломоть хлеба, отрезанный за трапезой в новом доме, или горшочек первой сваренной в печи каши, оставляли в укромном уголке для Домового со словами: «Дедушка Домовой, оставайся в новом доме, хлеб и кашу здесь кушай и хозяев молодых слушай». Домовой привязан к дому. И без особого приглашения не может покинуть его вместе с семьей. Если же этого не сделать, покинутый Домовой будет плакать и стенать по ночам в старом доме и пакостить и вредить новым хозяевам, а семью, оставившею его там, на новом месте жительства тоже не ждет ни чего хорошего, одни лишь несчастья.
Если домовой начинает пакостничать без причины, то существовали специальные обряды, как приструнить его. Глава Рода берет в руки железный длинный предмет типа прута и стучит им по стенам, по предметам мебели, полу и грозным голосом приговаривает: «Ты Домовой, дом стереги да хозяйство береги, хозяйке угождай, не воюй, знай свое место, знай свое место!», и так несколько раз обходят весь дом.
Наши Родичи, в ночь с 9-го на 10-е февраля каждого года, отмечали праздник, который назывался Велесечи или день Кудесы, а по-простому, День Домового. Смысл этого праздника заключался в задабривании и угощении домового духа, в попытке заручится его поддержкой, настроить его на благостное отношение к обитателям дома. В ночь на 10-е февраля, хозяйка расстилала на трапезном столе новую, чистую скатерть без узоров, ставила на стол всевозможные, наготовленные ей днем яства, кашу, пироги, свежеиспеченный хлеб, различные сладости, напитки, клали мелкие монеты, и какие-нибудь небольшие подарки. Хозяйка при этом говорила присказку, которой приглашала Самого Хозяина к столу: «Домовой, домовой, посиди ка ты со мной». Наутро, оставленные на столе монеты убирались в какой-нибудь сундук, и считалось, что на ближайший год это принесет достаток и благополучие.
Попробуйте и вы, в День Кудесы, оставить угощения и дары для Хозяина Дома или квартиры, а потом посмотрите, изменится ли ваш быт и благосостояние к лучшему или нет!
Слава Богам и Предкам Наша!
Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.