Сейчас многие пишут, что #Крымнаш пошёл России только на пользу. Что после #Крыма она возмужала и посильнела, завоевала авторитет и упрочила статус в мировой политике. Похоронила американский однополярный мир и вернула позицию настоящей сверхдержавы, утраченную в святые 1990-е.
Более того, пишут, что «русская весна» была не спонтанным решением одного политика, но закономерным развитием цивилизационного конфликта между возрождающейся Россией и агонизирующим Западом, неуклонно теряющим своё лидерство под натиском с Востока.
Дескать, #Крым и #Донбасс, а затем и #Сирия с Венесуэлой, где #Россия и западный мир противостоят друг другу практически в открытую – это просто очередные, совершенно логичные и предопределённые этапы углубляющегося кризиса Запада (в том числе и как единого целого) и выстраивавшейся им модели глобализации. А потому в ближайшие годы мы увидим еще много новых «вех», и все они будут вести мир в нужном России направлении. К построению нового, многополярного мира – который по праву можно будет назвать не только постамериканским, но и посткрымским.
Пока же главный результат Крыма в том, что во-первых, Запад не сломил Россию своими санкциями, не сломал её экономику, не вынудил поменять политику. А во-вторых, все не только убедились, что Штаты отнюдь не всесильны, но и стали прикладывать больше усилий по строительству новой архитектуры мирового устройства, постамериканского и постзападного, следствием чего стала ползучая дедолларизация мировой экономики, а также рост «горизонтальных», двусторонних и многосторонних линий и связей, выстраиваемых помимо и в обход Америки.
Так рассуждают оптимисты и патриоты.
А реалисты смотрят на цифры и считают.
Пусть западные санкции и не порвали российскую экономику «в клочья». Но урон ей всё же нанесли: если даже в предгрозовом 2013 году РФ по темпам экономического роста в целом превосходила развитые страны, то после Крыма стала ощутимо отставать, недосчитавшись минимум 10% прироста ВВП за пятилетку. Конечно, такая вялая динамика стала во многом следствием неудачной экономической политики, проводившейся на третьем сроке Владимира #Путина, а со второй половины 2014 года – ещё и результатом падения мировых цен на #нефть. Но всё же крымская эпопея внесла свою лепту, причём немалую, в ослабление национальной экономики.
Тогда в чём Россия стала сильнее?
Может, в качестве и уровне жизни населения? Но реальные доходы россиян упали более чем на 10% к уровню 2013 года, а кроме того пришлось проводить несправедливую пенсионную реформу, увеличивая возраст выходя на пенсию. Появились какие-то достижения на ниве импортозамещения и несырьевого экспорта? Отнюдь. Нефтяная зависимость России осталась высокой, доля машиностроительного экспорта слегка сократилась. Может, хотя бы в перевооружении армии? Но даже та самая легендарная Армата пойдёт в войска после 2021 года и в количестве 100 единиц вместо планировавшихся 2,3 тыс.
Так в чём же Россия стала сильнее после и вследствие Крыма?