Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Что это за странные треноги мелькающие за окном поезда на старых ж.д. ветках?

Грузовой тепловоз 2ТЭ116У с поездом прибывает на станцию Пено, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Денис Доронин
Грузовой тепловоз 2ТЭ116У с поездом прибывает на станцию Пено, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д., Тверская обл. Фото: Денис Доронин

Многие пассажиры поезда, которые всё время внимательно смотрят в окно, наверняка могли заметить вот такие странные металлокострукции в виде треног, мелькающие за окном поезда особенно на глухих ж.д. ветках. Слухи о том, что это за приспособления и для чего они расположены вдоль железной дороги ходят самые разные, начиная от смешных небылиц и заканчивая чуть ли не научной фантастикой. Одни говорят, что это каркас для стогов сена, другие утверждают, что это какие-то системы используемые военными для наведения ракет. Но на самом деле это далеко не так и всё гораздо проще. Это так называемые геодезические пункты.

Геодези́ческий пункт — точка, особым образом закреплённая на местности (в грунте, на строении или другом искусственном сооружении) и являющаяся носителем координат. И даже в век GPS они не теряют своей важности. По ним размечаются участки, строятся дороги, в том числе и железные.

Располагаются они, по возможности, на возвышенных местах (вершинах холмов, сопок, гор), чтобы обеспечить видимость на соседние пункты сети во всех направлениях. Именно так чаще всего и можно их встретить вдоль заповедной Бологое-Полоцкой линии и на других железных дорогах.

Пункты плановой геодезической сети также зачастую определены по высоте над уровнем моря.

201 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Торопец-Андреаполь. Справа в углу на фото хорошо виден геодезический пункт установленный на краю ж.д. выемки. Фото из архива ВОЛЖД
201 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Торопец-Андреаполь. Справа в углу на фото хорошо виден геодезический пункт установленный на краю ж.д. выемки. Фото из архива ВОЛЖД

Они охраняются государством

Геодезические пункты рассчитаны на использование в течение длительного времени и находятся под охраной государства. Охотников за металлоломом, желающих демонтировать геодезический знак в целях личного обогащения, если их поймают за руку ждут серьёзные неприятности в виде штрафа.

В случае если лицо уничтожило (повредило) пункт Государственной сети, то оно попадает под административную ответственность в соответствии с частью 3 ст. 7.2. КоАП. Данная норма закона предусматривает ответственность в виде выплаты штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей (для населения), от 10 до 50 тыс. рублей для должностных лиц, и от 50 до 200 тыс. рублей для юридических лиц.

И это при том, что стоимость сданного на чермет геодезического знака потянет не более чем на тысячу рублей.

Табличка на геодезическом знаке. Фото: Алексей Алексеев
Табличка на геодезическом знаке. Фото: Алексей Алексеев

Каждый геодезический пункт закрепляется специальным геодезическим центром, к которому приводятся координаты геодезического пункта (у нивелирных пунктов геодезические центры именуются реперами).

Геодезический пункт государственной геодезической сети  имеет индивидуальный номер, нанесённый на марку центра (или рядом с ней) и внесённый в специальный каталог.

Индивидуальный номер 2568, нанесённый на марку центра. Фото: Алексей Алексеев
Индивидуальный номер 2568, нанесённый на марку центра. Фото: Алексей Алексеев

Над центром пункта плановой сети сооружается геодезический знак — наземное сооружение (деревянное, металлическое, каменное или железобетонное), в виде тура, штатива, пирамиды или сигнала, служащего для закрепления визирной цели, установки геодезического прибора, и являющегося площадкой для работы наблюдателя. Также служит для опознавания пункта на местности.

Геодезический знак, общий вид на местности, станция Пено, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев
Геодезический знак, общий вид на местности, станция Пено, Тверская обл. Фото: Алексей Алексеев

Поэтому никогда не верьте на слово разным слухам и домыслам, доверяйте всегда только проверенным и авторитетным источникам.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!