Найти тему
Взгляд историка

Непобедимая дружина князя Всеволода Юрьевича. Часть 2

Здравствуй, дорогой читатель!

С 1 частью повествования можно ознакомиться по этой ссылке

В прошлой статье мы оставили князя Всеволода Большое Гнездо утвердившимся на Владимирском троне и вышедшим победителем в борьбе со своими племянниками – Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. Но накал событий даже не думает угасать и судьба не оставляет князя в покое.

После битвы на Колокше в 1177 г. с крестным целованием был отпущен из плена рязанский князь Роман Глебович. Он то и создал новый очаг нестабильности в регионе. Заручившись поддержкой могущественного союзника – своего тестя, киевского князя Святослава Всеволодовича, он повел рать на братьев Владимира и Всеволода Глебовичей, княживших в Пронске.

Всеволод Юрьевич был против объединения всей Рязанской земли под властью одного князя, сосед в таком случае оказывался слишком силен и непредсказуем. Поэтому Всеволод поддержал младших братьев (Всеволода и Владимира), ополчившись на Романа. Это был серьезный политический шаг, такое выступление вело к разрыву союзнических отношений со Святославом Всеволодовичем, а значит, с Киевом и Черниговом. Но владимирский князь счел риск необходимым.

Святослав не заставил себя долго ждать и выслал в подмогу зятю своего сына Глеба Святославича. Глеб с войском встал в Коломне, перегородив таким образом путь из Владимира в Рязань. Он был уверен в том, что Всеволод Юрьевич не решится воевать сразу против Рязани, Киева и Чернигова, а его, Глеба, задача здесь – просто «демонстрация силы» и всерьез готовиться к сражению нет смысла. Эта беспечность стала его роковой ошибкой – Коломну владимирцы взяли почти без боя, а сам Глеб Святославич попал в плен.

Роман, чувствуя неотвратимость надвигающегося на него бедствия, запросил мира. Рязанский князь вместе с братьями вновь целовал крест Всеволоду и принял мир «по всей его воле». Всеволод же разделил уделы в Рязанском княжестве по старшинству.

«Своим» Глебовичам – Владимиру и Всеволоду, опасность более не угрожала, а остальные рязанские братья недвусмысленно поняли, в сфере чьих интересов они находятся.

Святослав Всеволодович расценил всё происходящее в Рязанской земле как вызов. Киевский князь готовился основательно – помимо своей дружины он призвал с собой многих родственников из своей вотчины – Чернигова и князя Всеволода Курского. Из Новгорода готовился прийти на помощь сын Святослава Владимир.

В 1181 году, зимой, Святослав двинулся на Переславль-Залесский. С этого направления он мог угрожать и Ростову, и Суздалю. Всеволоду удалось перехватить противника в 40 верстах от Переславля, на реке Влене, и враждующие стороны разместились на противоположных берегах.

Позиция Всеволода была крайне выгодной: крутые берега и разнообразный рельеф местности составили бы значительную трудность для киевского войска, если б оно решилось атаковать, к тому же наемной половецкой коннице было негде развернуться. Для обороны же такой ландшафт был очень выгоден.

Бой не начинал никто. Святослав, потому что видел фатальность такого шага для себя, а Всеволод, потому что время работало на него. Стояние на Влене длилось две недели и не приносило никаких результатов, происходили разве что схватки между дозорными разъездами. В один день рязанцы, выступившие в этот раз в союзе с Всеволодом Юрьевичем, тайно переправились через реку и напали на обоз Святослава. Этот дерзкий рейд сделал положение киевского войска особенно бедственным.

Припасы кончались, падал боевой дух, приближалась весенняя распутица, из-за которой стало бы проблемно подвозить новые обозы. Всё это вынудило Святослава Всеволодовича уйти ни с чем.

Победа вновь оказалась на стороне Всеволода, а значение её говорило о становлении владимирского князя одним из сильнейших полководцев Средневековой Руси.

Подписывайтесь на канал, если понравилась статья!