Найти тему

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 28(советский шаропоезд).

Безопасность. Быстрота. Дешевизна. Всего три слова, но они точно характеризуют требования к проектам изобретателей, пытавшихся усовершенствовать железнодорожный вид транспорта.

  Некоторые могут возмутиться, что разработчиков загоняют в рамки. Но с момента открытия первой железной дороги было множество разработок, которые требовали денежных вложений. А ведь государственное финансирование не резиновое, так что без соответствующих ограничений не обойтись.

  Расскажем об одном таком неудачном эксперименте советских инженеров.

  Ещё в двадцатые годы талантливый изобретатель Н. Г. Ярмольчук (выпускник Московского Государственного Технического Университета имени Баумана и Московского Авиационного института)  начал работу над высокоскоростным электропоездом, который мог бы достигать скорость 300 км/ч.

                  Инженер-разработчик Ярмольчук Н. Г. Фото с сайта zabavatut.ru.
                 Инженер-разработчик Ярмольчук Н. Г. Фото с сайта zabavatut.ru.

  В 1924 году Ярмольчук пришёл к выводу, что железнодорожные пути и традиционные колёса поездов не вызывают доверия. Он считал, что ударение колёс о рельсы на высокой скорости может разрушить колесо и последует катастрофа. Поэтому он решил заменить привычные рельсы на особый кругловатый жёлоб, а колёса - на специальные шары, которые бы соответствовали диаметру жёлоба.

  Самонаправленность шаров в процессе движения и отсутствие "ударений" - вот основные преимущества такой системы пути.

  Спроектированный им вагон имел оригинальную ходовую часть: пара больших шаров размещалась сзади и спереди вагона. Внутри колеса находились электродвигатели, а в боковых частях - элементы подвески.

  Шаропоезд - поезд монорельсовой конструкции, разработанный инженером                                                     Ярмольчуком Н .Г. Изображение взято из открытых источников.
 Шаропоезд - поезд монорельсовой конструкции, разработанный инженером                                                     Ярмольчуком Н .Г. Изображение взято из открытых источников.

  В 1929 году советский инженер-путеец построил маленький макет шаропоезда и продемонстрировал его в Институте инженеров транспорта в Москве.

  В 1931 году Советским Народным Комиссариатом было принято решение выпустить опытный образец шаровагона и подготовить для него специальный округлый жёлоб - шародром. На реализацию проекта выделили миллион рублей и задействовали примерно сотню инженеров.

  Местом проведения испытаний был выбран полигон неподалёку от станции Северянин в Подмосковье. В целях экономии первый путевой жёлоб изготовили из дерева, длина его была три километра.

  В 1932 году в масштабе 1:5 собрали поезд с шаровагонами цилиндрической формы и колёсами диаметром в один метр. Длина одного вагона равнялась семи метрам. Шаропоезд совершил мягкую (по сравнению с обычным перестукиванием и металлическим дребезжанием колёс по рельсам) "прогулку" со скоростью 70 км/ч. по электрифицированному шародрому, состоявшему из пары сомкнутых колец. Во время испытаний внутри вагонов находились пассажиры. Из-за малых размеров каждый вагон мог вместить не более двух человек, которые устраивались в нём лёжа на матрасе.

  В 1933 году - по итогам успешно проведённых испытаний -  было решено начать строительство пути от Москвы до Ногинска. Но к производству новой "шаролинии" так и не приступили.

 Проект ШЭЛТ - Шароэлектролотковый транспорт. Изображение:  mobile.pokazuha.ru.
Проект ШЭЛТ - Шароэлектролотковый транспорт. Изображение:  mobile.pokazuha.ru.

  Повторная экспертиза выявила ряд существенных недостатков.

  •    Дороговизна проекта.

•    Для производства шароколёс требовались материалы высокого качества. Труднодоступные в СССР.

  •    Невозможность сконструировать стрелки.

Смелая и перспективная идея разбилась вдребезги, столкнувшись с суровой реальностью. Проект остался на стадии опытного полигона, а Ярмольчук навсегда вошёл в историю как неудачливый изобретатель первого в мире скоростного электропоезда.

--------------

Весь цикл - Энциклопедия удивительных механизмов - читайте на нашем сайте!

Некоторые свежие статьи

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 17(теплогенератор Грицкевича).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 19 (солнечный генератор Beta.ray).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 20(колёсный Царь-танк Лебеденко).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 21 (Infinity MG10 - прекрасный, но дорогой магнитогенератор из Кореи).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 22(Ганс Колер и его загадочные устройства).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 23 (гравилёт Чекуркова).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 24 (волновая электростанция Pelamis P-750 или "морская змея").

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 25(Иосиф Сталин - самый могучий паровоз СССР).

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 26 (самолёт-невидимка "Сталь-6").

Энциклопедия удивительных механизмов. Выпуск 27(четвероногий BigDog - новый друг человека?)

Внимание! Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.

Друзья сайта и наши постоянные авторы

Андрей Козлович. О книгах

Жизнь звёзд во всей красе