Найти тему

РАЗВИТИЕ СЛУХА. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? ЧАСТЬ 1. Медведь наступил на ухо…

Стоит признаться, что тема слуха - это прям какой-то культ сумасшедшего.

Ну я ведь не слукавлю, если скажу, что абсолютно все из Вас хоть раз в своей жизни слышали от людей про "наступившего на ухо медведя", про полное отсутствие слуха как такового и прочую ересь, плотно засевшую в сознании современного обывателя.

Почему ересь?

Да потому, что всё это брехня! И говорить такое может только идиот!

Нет, конечно, если Вам долгое время втюхивали эту херню на постном масле различные мракобесы, называющие себя гуру и учителями музыки, то Вашей вины тут нет.

А вот тех ублюдков, которые без всякого зазрения позволяют себе говорить, что у кого-то там нет слуха, что это не исправить и прочую антинаучную чушь, надо задницей сажать на кол и поджигать, как в средние века.

Так вот! Самый частый и распространённый миф про слух - это его отсутствие.

Конечно, Вы все можете привести в пример сотни людей, которые по Вашему мнению не имеют того самого музыкального слуха.

Да, они могут не слышать разницы между МИ и МИ бемоль. Некоторые даже не улавливают разницу между терциями, квинтами и октавами.

НО! Это не делает их обладателями растоптанных стадом гиппопотамов ушей!

Знаете, очень забавно получать сотни писем в месяц от людей, которых отфутболили другие преподаватели с диагнозом полного или частично отсутствующего музыкального слуха.

Почему забавно?

Да потому что это бред…

Запомните! Только полнейший дилетант будет Вас уверять в том, что музыкальный слух не тренируется!

Чушь это всё!

Если учитель не понимает корня проблемы и, разумеется, не может помочь Вам в её решении - это говорит только о полной ПРОФНЕПРИГОДНОСТИ конкретного учителя и не более того.

Дело в том, что так называемый "отсутствующий слух" - это крайне неверное определение. Сейчас постараюсь объяснить простым языком.

Начнём с того, что если Вы в принципе слышите, то это определение к Вам не имеет никакого отношения.
Отсутствовать слух может только у глухого!

Уловите посыл! Смотрите!

Вы же прекрасно можете на слух отличить комара от шмеля, мотоцикл от истребителя, низкие обороты двигателя от высоких, голос ребёнка от Джигурды, ну и так далее.

Разница всех этих звуков обусловлена в основном высотой тона. Комар пищит высоко, шмель гудит гораздо ниже.

Вы прекрасно услышите разницу этих звуков, даже если не в состоянии отличить "Пятую симфонию" Бетховина от "Цыганочки".

Но тогда возникает вопрос!
Почему же некоторые люди не слышат разницу между нотами?

Ответ банален и прост… хотя и не очевиден!

Начну с конца…

Что такое музыкальный слух с биологической точки зрения?

Это память!
Вот как это работает:

Вы слышите ноту определённой высоты, по слуховому механизму информация попадает в мозг, а дальше именно в мозгу на этот звук срабатывают определённые нейроны, в которых уже должна быть "записана" информация об этом звуке.

Потом Вы слышите другою ноту, мозг определяет задачу, находит нужные нейроны и дальше начинает выстраиваться целая синоптическая цепочка, отвечающая за определение высоты той или иной ноты.

Как видите, всё намного проще…

НО!

Чтобы это начало происходить, в Вашей памяти уже должна быть информация о высоте разных нот. Без неё, как Вы понимаете, всё это не имеет никакого смысла.

Это как с установкой программы на компьютер, для открытия ранее неизвестных операционной системе расширений файлов.

Поэтому хороший музыкальный слух - это всего лишь банальная память. Определённого рода скрипты, установленные в Вашей голове.

И нет здесь никакой магии и таланта. Чистая физиология.

Если с Вами родители и бабушки занимались музыкой хоть по чуть-чуть, когда Вы были маленькими, то музыкальный слух у Вас будет хоть немного, но развит. Если же нет, то сами понимаете…

О том, как развить музыкальный слух, я напишу в следующей статье. Эта и так получилась уже достаточно большой.