Стоит признаться, что тема слуха - это прям какой-то культ сумасшедшего.
Ну я ведь не слукавлю, если скажу, что абсолютно все из Вас хоть раз в своей жизни слышали от людей про "наступившего на ухо медведя", про полное отсутствие слуха как такового и прочую ересь, плотно засевшую в сознании современного обывателя.
Почему ересь?
Да потому, что всё это брехня! И говорить такое может только идиот!
Нет, конечно, если Вам долгое время втюхивали эту херню на постном масле различные мракобесы, называющие себя гуру и учителями музыки, то Вашей вины тут нет.
А вот тех ублюдков, которые без всякого зазрения позволяют себе говорить, что у кого-то там нет слуха, что это не исправить и прочую антинаучную чушь, надо задницей сажать на кол и поджигать, как в средние века.
Так вот! Самый частый и распространённый миф про слух - это его отсутствие.
Конечно, Вы все можете привести в пример сотни людей, которые по Вашему мнению не имеют того самого музыкального слуха.
Да, они могут не слышать разницы между МИ и МИ бемоль. Некоторые даже не улавливают разницу между терциями, квинтами и октавами.
НО! Это не делает их обладателями растоптанных стадом гиппопотамов ушей!
Знаете, очень забавно получать сотни писем в месяц от людей, которых отфутболили другие преподаватели с диагнозом полного или частично отсутствующего музыкального слуха.
Почему забавно?
Да потому что это бред…
Запомните! Только полнейший дилетант будет Вас уверять в том, что музыкальный слух не тренируется!
Чушь это всё!
Если учитель не понимает корня проблемы и, разумеется, не может помочь Вам в её решении - это говорит только о полной ПРОФНЕПРИГОДНОСТИ конкретного учителя и не более того.
Дело в том, что так называемый "отсутствующий слух" - это крайне неверное определение. Сейчас постараюсь объяснить простым языком.
Начнём с того, что если Вы в принципе слышите, то это определение к Вам не имеет никакого отношения.
Отсутствовать слух может только у глухого!
Уловите посыл! Смотрите!
Вы же прекрасно можете на слух отличить комара от шмеля, мотоцикл от истребителя, низкие обороты двигателя от высоких, голос ребёнка от Джигурды, ну и так далее.
Разница всех этих звуков обусловлена в основном высотой тона. Комар пищит высоко, шмель гудит гораздо ниже.
Вы прекрасно услышите разницу этих звуков, даже если не в состоянии отличить "Пятую симфонию" Бетховина от "Цыганочки".
Но тогда возникает вопрос!
Почему же некоторые люди не слышат разницу между нотами?
Ответ банален и прост… хотя и не очевиден!
Начну с конца…
Что такое музыкальный слух с биологической точки зрения?
Это память!
Вот как это работает:
Вы слышите ноту определённой высоты, по слуховому механизму информация попадает в мозг, а дальше именно в мозгу на этот звук срабатывают определённые нейроны, в которых уже должна быть "записана" информация об этом звуке.
Потом Вы слышите другою ноту, мозг определяет задачу, находит нужные нейроны и дальше начинает выстраиваться целая синоптическая цепочка, отвечающая за определение высоты той или иной ноты.
Как видите, всё намного проще…
НО!
Чтобы это начало происходить, в Вашей памяти уже должна быть информация о высоте разных нот. Без неё, как Вы понимаете, всё это не имеет никакого смысла.
Это как с установкой программы на компьютер, для открытия ранее неизвестных операционной системе расширений файлов.
Поэтому хороший музыкальный слух - это всего лишь банальная память. Определённого рода скрипты, установленные в Вашей голове.
И нет здесь никакой магии и таланта. Чистая физиология.
Если с Вами родители и бабушки занимались музыкой хоть по чуть-чуть, когда Вы были маленькими, то музыкальный слух у Вас будет хоть немного, но развит. Если же нет, то сами понимаете…
О том, как развить музыкальный слух, я напишу в следующей статье. Эта и так получилась уже достаточно большой.