Квартал Стамбула Джихангир турки называют затерянным миром. И это не удивительно. Гуляя по его бесчисленным узким улочкам, мощенным грубыми булыжниками, сложно не заблудиться. Но если постараться, то именно здесь - на улице Чукурджума - среди развалов старьевщиков, антикварных лавок и продавцов горячих лепешек, щедро посыпанных кунжутом, можно найти старинный дом с эркером, в котором находится «Музей невинности».
Чтоб попасть в этот необычный музей не обязательно покупать входной билет. Достаточно соблюсти ритуал: предъявить книгу современного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука - «Музей невинности». В каждой такой книге любого издания на одной из страниц обязательно напечатан входной билетик в этот музей и предусмотрено место для контрольной отметки при его посещении. Я протягиваю в окошко контроля книгу, которую специально везла из Петербурга. Серьезный молодой человек в очках кивает и оставляет в нужном месте чернильный оттиск штампика в виде бабочки, который становится пропуском в красивую историю любви, произошедшей здесь во второй половине прошлого века.
Но обо всем по порядку… Создателем этого необычного музея стал сам Орхан Памук. Он специально купил в этом некогда беднейшим районе с колоритными узкими и извилистыми улочками полуразрушенный дом. Привел здание в порядок, покрасил бордовой краской, и разместил там необычную коллекцию вещей, напоминающих ему о его молодости, которая прошла в удивительном городе Стамбуле. На первый взгляд экспозиция рассказывает об истории стамбульского быта второй половины 20-го века. ОДнако, главное предназначение «Музея невинности» - наглядная иллюстрация к одноименному роману Орхана Памука, который вышел в 2008 году и стал литературной сенсацией. В основе его сюжета история любви между 30-летним сыном богатого стамбульского семейства, представителя империи текстильных «королей» Кемалем и 18-летней Фюсун - девушкой из простой бедной семьи. Трагедия в том, что молодые люди встретились в тот момент, когда Кемаль уже был обручен с девушкой из его круга - дочерью дипломата. Восточные традиции и тем более правила современного «светского общества» не позволили быть вместе людям из разных социальных слоев. Узнав о том, что Кемаль помолвлен, Фюсун исчезает. И целью жизни главного героя становится поиск возлюбленной. Не в силах забыть любимую, он начинает создавать музей собственных воспоминаний о ней. Герой романа старательно собирает вещи Фюсун или предметы, так или иначе, с ней связанные. Он обходит места, где бывал с ней - рестораны, кинотеатры, пляжи, кофейни, и отовсюду похищает мелочи, так или иначе связанные с любимой. А после ее трагической смерти в автокатастрофе, он приобретает дом, в котором она жила, и превращает его в музей ее памяти. Был ли Кемаль на самом деле или является прототипом самого Орхана Памука остается загадкой.
В доме-музее три этажа и чердак, объединенные узенькой лестницей. Все музейное пространство, стены которого украшены цитатами из романа, оборудовано стильными дубовыми витринами. Все они устроены по принципу «одна глава книги – один стенд». К примеру, глава называется «Лото» - а под стеклом стенда лежит коробка со старым лото, в какое играли стамбульские семьи 1970-ых годах. Глава называется «Где возникает любовная боль?» - а стенд демонстрирует струю рекламу популярного тогда обезболивающего средства. Есть здесь и платье фасона, который носила Фюсун. Есть и сережки в виде бабочек. Кстати, именно с такой сережки, которую Фюсун потеряла в гостях у Кемаля в начале их знакомства, началась и историю любви, и коллекция Кемаля.
На чердаке, согласно тексту романа, уже после смерти возлюбленной жил в полном одиночестве сам Кемаль и именно здесь, якобы, рассказал свою историю автору романа, который согласился ее записать. А в реальности здесь жил и создавал книгу сам Орхан. Обстановка чердачной комнатки очень проста - кровать, тумбочка и книжный шкаф. Здесь же представлены оригинальные рукописи уже написанного романа, многочисленные книги с переводами романа на более чем 50 иностранных языков.
Не смотря на то, что этот музей не включен в популярные экскурсионные маршруты по мечетям и султанским дворцам, количество его посетителей с каждым годом увеличивается. Туристы и поклонники творчества писателя приезжают сюда из разных стран и протягивают в окошко прочитанную книгу Орхана Памука, чтобы попасть в старый турецкий дом, который хранит воспоминания о красивой любви и о Стамбуле, которого больше нет.
Алла Чередниченко.
Фото автора.