Найти тему

Чему меня научил институт! (Часть третья)

18. Быть гибкой, ориентироваться в ситуациях.

Я могла хлопнуть по столу и спросить, обращаясь к мастеру: «Кто здесь режиссёр?», имея в виду себя. И при этом могла не обидеться и замолчать, когда педагог орал: «Молчи!», если это было правомерно. (К слову: «Молчи!» – была любимейшая команда на сцен.движении).

19. Знать, когда заканчивается твоя репетиция, и предупреждать об этом окружающих.

Если аудитория одна или две, а режиссёров явно больше, нужно уметь умещаться. И выгонять предыдущих. Вовремя. Ибо ты имеешь право на площадку. Но, чтобы выгонять других, нужно и самому быть безукоризненно чётким.

20. Не сваливать ответственность за ошибки на детей-учеников-подчинённых в разговоре с публикой и, тем более, с вышестоящими людьми.

Как-то так вдруг, очень поздно, на третьем же курсе, внезапно осенило. Помню, тогда присела на корточки рядом с мастером и сказала: «Если ещё раз скажу на замечание: «Я говорила, а они не делают» – бейте сразу». И это не значит, что артисты не могут быть виноваты в том, что что-то не так сыграли. Но если ты показываешь в таком виде – это твоя ответственность. Альтернативой может явиться: «Да, знаю, мы, к сожалению, ещё это не доделали, но в разборе у меня это есть – буду работать».

21. Уметь привлечь к себе внимание, не мешая процессу.

Как-то так у нас сложилось с мастером, что, постепенно, взрослея, я поняла, что на его репетициях не надо с места высказывать своё мнение, а если он с кем-то разговаривает – пытаться вклиниться. Всё проще: можно дотронуться до рукава и на вопросительный взгляд спросить: «Можно, скажу?»

22. Всегда приходить подготовленным к работе.

Импровизация – хорошая вещь, но «лучшая импровизация – хорошо спланированная». Полезно уметь зайти куда-то и что-то дать, не готовясь. Но это мероприятия разовые. К своим нужно приходить во всеоружии.

23. Если опоздал – время не восполнится.

Есть конкретное время, когда тебе готовы уделить внимание. Если опоздал – времени автоматически остаётся меньше.

24. Иногда действительно нужно отпустить ситуацию.

Был случай тоже на третьем курсе. Ставили одноактовки. В моей постановке было много пластики и занято семь человек – немало для студенческой работы. Накануне отсмотра работы мастером, мои артисты напрочь забыли всё. Главный герой – текст. Артисты, занятые в пластических вещах, – элементарно, когда и зачем они выходят. Кто-то перестал цепляться. Всё сыпалось. Я могла ещё репетировать, но было достаточно поздно. Я приняла рискованное решение. Я наорала на них – сильно. И отпустила по домам. Попросив главного героя прийти на полчаса раньше на следующий день, чтобы повторить текст. Остальным сказала, что видеть их не хочу. На следующий день они вспомнили всё и работа пошла.

25. Выполнять задачу нужно сразу, без рассуждений.

Любую. В десять утра, с высоким давлением, с тошнотой, сказали «пой» – пой.

26. Если в твой адрес сделано много замечаний – работай дальше.

Как часто, особенно поначалу, мелькают мысли: если работу ругают, значит, от тебя требуют бросить дело, ты «неспособен». Я, по своей натуре, смириться с этими мыслями не могла, ударившись в них, начинала кричать, что не готова отказаться от режиссуры. Спасибо любимому мастеру, который ответил как-то: «Кать, ты чего дурака валяешь? Я с тобой общаюсь, как уже с полупрофессиональным человеком, а ты…»

27. Работая с людьми, важно делать выбор: либо лично тебе это нужно, либо ты поддаёшься апатии/капризам/лени окружающих людей и ничего не делаешь.

К сожалению, пока ты будешь ждать горящие глаза единомышленников, поезд может уйти.