Вопрос:
Если есть только одна истинная религия, почему в мире существует столько религий, почему Всевышний так устроил? И второй вопрос – если человек родился среди немусульман и не имел возможности найти истину, что будет с ним в будущей жизни? Или что будет с людьми, которые жили среди заблудших людей и не имели возможности узнать об истине?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Коран дает прямой ответ на ваш первый вопрос. В суре аль-Маида Аллах говорит:
لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنْكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَكِنْ لِيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ إِلَى اللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ
Каждому из вас Мы установили закон (по которому они судят) и (ясный) путь (которым они следуют). А если бы пожелал Аллах, то Он, непременно, сделал бы вас одной общиной [имеющей одну Веру и один и тот же закон], но (Он сделал иначе) чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам [как вы отнесётесь к данному вам писанию и закону]. Состязайтесь же в (совершении) добрых дел! И (только) к Аллаху (предстоит)возвращение вас всех, и затем Он сообщит вам о том, относительно чего вы расходились во мнениях!
(5, 48)
Этот аят означает, что первоначально Аллах дал каждому народу свой шариат (закон), чтобы они следовали ему, эти законы могли отличаться друг от друга во второстепенных вещах. Однако каждая божественная религия была едина с другими в тех вопросах, которые касались убеждений, основ веры – единственности Аллаха, веры в Его пророков и т.п. Если бы Аллах пожелал, то Ему не составило бы труда дать единую религию всем людям.
Однако, Аллах пожелал устроить иначе, потому что Он хотел испытать людей. Он хотел проверить – у кого из людей есть подлинная покорность Всевышнему(убудийя – полная покорность и подчинение Аллаху), в соответствии с которой они будут готовы принять и исполнить любое повеление Аллаха, не имеет значения – что это будет. Это могло быть новое Писание или новый шариат, люди должны были быть готовы следовать ему, и не имело значения – насколько им был дорог предыдущий закон и писание, и как было сложно отказаться от него. Если они действительно верили в Аллаха, они охотно приняли бы все, что Он им приказывал.
Другая мудрость в наличии различных религий заключалась в том, что условия жизни людей и их склонности различались в зависимости от места и времени, где они жили. В зависимости от этого, Всевышний посылал разные предписания в разное время, принимая во внимание разные временные промежутки и разобщенность людей того времени (люди жили замкнутыми группами). Когда людям была дана последняя религия – Ислам, это была единая религия для всего человечества, совершенная религия, легкая для соблюдения в любое время и в любом месте.
В любом случае, по многим причинам и Своей мудрости Всевышний создал различные религии, чтобы испытать людей – будут ли они готовы отказаться от веры предков.
Убеждение истинной спасенной общины Ахлю-Сунна валь-Джамаа заключается в том, что люди, до которых дошел призыв к Исламу, но которые отвергли его по невежеству и упрямству, являются неверующими в Аллаха и осуждены на вечное пребывание в Аду. Что же касается тех, до кого не дошел призыв к Исламу, на них лежит обязанность задуматься о цели своего существования и осознать единство Творца. Мы вверяем их участь Аллаху, Он решит их участь в День воскресения по абсолютной справедливости, поистине, Аллах – мудрый, милостивый и справедливый.
Что же касается заблудших групп, которых вы упоминаете, некоторые из них мусульмане, хотя заблудшие, но некоторые действительно неверующие. Те из них, кто считает, что Коран искажен или несовершенен, или те, кто обвиняет в прелюбодеянии нашу чистую и целомудренную матерь правоверных Айшу (да будет доволен ей Аллах), без сомнения, являются неверующими и осуждены на пребывание в Аду. Для них нет оправданий, поистине, если они придерживаются таких порочных взглядов, они имеют достаточно информации об Исламе.
А Аллах знает лучше.
Вассалям