Найти тему
Трудный ребенок

Левитан от Би-Би-Си

Самым известным советским диктором за всю историю существования СССР был Юрий Левитан. Его голос, сообщающий сводки о положении на фронтах, продирал до мурашек. Второе место безусловно занял Сева Новгородский. Правда он не был диктором Всесоюзного радио. Он был диктором русской службы Би-Би-Си. Севу можно назвать Левитаном от Би-Би-Си. Ибо его голос тоже продирал до мурашек. Правда рассказывал он о положении не на фронтах Второй мировой войны, а но фронтах рок-музыки.

«Сева, Сева Новгородцев, город Лондон – Би-Би-Си». Возможно эту бесхитростную дурацкую запевку в стиле ав-ля-рюс можно рассматривать, как лакмусовую бумажку. Тот, кто в СССР лично слышал этот запев, тот был на гребне мейнстрима. Кто их не слышал и даже не знал – был ретроградом. Многие услышали про Севу Новгородцева ещё задолго до того, как впервые услышали его программу. Популярность его передачи среди советской молодёжи была настолько феноменальной, что даже журнал «Ровесник» – советский молодёжный журнал, в котором хоть что-то печатали про рок-музыку, однажды вышел с большой статьёй, разоблачающей Севу Новгородцева. Разумеется в этой статье Новогродцева назвали предателем Родины и чуть ли не фашистом. Это было настоящее признание. Советский агитпроп редко на кого ополчался настолько яростно. После этой статьи про Севу Новгородцева узнали даже те, кто до того про него не слышал.

В чём же феномен Севы Новгородцева – задаются вопросом многие. Странно, что такой вопрос до сих пор иногда возникает. Ведь ответ очевиден. Секрет феноменального успеха Севы Новгородцева – СССР.

Вот что писал сайт русской службы BBC про Новгородцева:

«Первая передача Севы на Би-би-си, называвшаяся "Программа поп-музыки из Лондона", вышла в эфир в 1977 году. Впоследствии она трансформировалась в "Рок-посевы", получившие феноменальную известность. Будучи, по сути, уникальным окном в западную – в частности, британскую – поп-культуру для жителей СССР, эта программа сделала имя Севы известным в миллионах советских домов. Его фирменную манеру ведения – неформальную и слегка ироничную – легко узнавали слушатели по всей стране. Севу стали называть первым русским ди-джеем, а его фанаты пополнили постоянную аудиторию Би-би-си».

В СССР, как известно, дела с доступом к западной поп- и рок-музыке обстояли очень кисло. Через границу конечно же привозили альбомы наиболее известных иностранных групп, которые потом расходились по всей стране на магнитофонных записях. И хотя это была капля в море, всё же худо-бедно потребность советской молодежи в нормальной современной рок­– поп-музыке хоть как-то удовлетворялась. Но людям хотелось не только слушать известные западные коллективы, но и получать информацию о них. А вот с этим в СССР было совсем тяжело. Советская пресса полностью контролировалась коммунистами (строго говоря, в СССР была только коммунистическая пресса). А коммунисты мало что так ненавидели в 60-е – 80-е года, как западную молодёжную музыку. Они справедливо считали, что западная рок-музыка является их конкурентом за души молодёжи и делали всё возможное, чтобы сделать информацию о западной музыке недоступной для советской молодёжи. Если изредка в советской прессе и появлялись статьи о западных группах, то исключительно клеветнические, обливая западных исполнителей грязь. Такие статьи, как «Отравленный поцелуй» про американскую группу KISS были визитной карточкой советской борьбы с рок-музыкой.

Но даже таких статей, в которых пусть и в крайне тенденциозной форме, но можно было получить хоть какую-то информацию, было мало. И вот на этом фоне словно глоток свежего воздуха для многих молодых людей в СССР стали передачи Севы Новгородцева. Передача шла раз в неделю полчаса, за который Сева в простой приятельской манере успевал и рассказать про какую-нибудь группу, и дать послушать некоторые её песни. Коммунисты глушили как могли передачи Севы, но его всё равно слушали. Коммунисты, кстати, зря обливали Новогородцева грязью. Он вёл свои передачи корректно и не занимался пропагандой протии СССР. Но сама политика Политбюро ЦК КПСС в сфере запретов западной музыки лучше чем что-либо ещё пропагандировали против СССР и власти коммунистов.

Не случайно, что в итоге прогнивший коммунистически режим СССР развалился именно под громкую музыку рок-музыки, которая стала рупором молодёжи, жаждавшей перемен. И если Юрий Левитан левитан стал радио-символом победы над гитлеровской Германией, то Севу Новгородцева можно считать таким же символом победы над коммунистической косной системы тотального контроля и запретов. Как выяснилось, рок-музыку запретить было невозможно. Чего категорически не понимали старые маразматики из агитотдлелов ЦК КПСС. Поэтому в итоге они и проиграли борьбу за молодёжь.