Найти в Дзене
Виталий Карюков

За что партизаны расстреляли целую семью своих же товарищей

Целый год два брата-бойца и их родители наводили карателей на свой же партизанский отряд. Их разоблачили и расстреляли в 1943 году. Летом 1943 года бойцы белорусского партизанского отряда под командованием Василия Голодова задержали вблизи своего лагеря под Бобруйском подозрительную женщину. Ее привели в отряд и допросили. Казалось бы, ничего необычного: ходит по деревням, меняет вещи на продукты питания – надо же чем-то кормить свою семью. И с тем, что ищет пропитание сама, а не ее муж, тоже все понятно: мужья-то все на фронте – в деревнях одни бабы остались. Документов нет, да колхозникам их и не давали, а немцы снабжали аусвайсами далеко не всех. Все, надо отпускать «странницу». И тут контрразведчик отряда, майор Леонид Виноградов, подозвал партизанку Марию Масюк и приказал ей обыскать женщину. Как оказалось, вопреки заверениям задержанной, документы у нее были – их нашли зашитыми в нижнее белье. Немецкие! На имя Веры Шмаковой. И подписал их комендант немецкого гарнизона оккупирован

Целый год два брата-бойца и их родители наводили карателей на свой же партизанский отряд. Их разоблачили и расстреляли в 1943 году.

Летом 1943 года бойцы белорусского партизанского отряда под командованием Василия Голодова задержали вблизи своего лагеря под Бобруйском подозрительную женщину. Ее привели в отряд и допросили. Казалось бы, ничего необычного: ходит по деревням, меняет вещи на продукты питания – надо же чем-то кормить свою семью. И с тем, что ищет пропитание сама, а не ее муж, тоже все понятно: мужья-то все на фронте – в деревнях одни бабы остались. Документов нет, да колхозникам их и не давали, а немцы снабжали аусвайсами далеко не всех. Все, надо отпускать «странницу». И тут контрразведчик отряда, майор Леонид Виноградов, подозвал партизанку Марию Масюк и приказал ей обыскать женщину.

Как оказалось, вопреки заверениям задержанной, документы у нее были – их нашли зашитыми в нижнее белье. Немецкие! На имя Веры Шмаковой. И подписал их комендант немецкого гарнизона оккупированного Бобруйска. Уличенная во лжи, женщина тут же во всем созналась и поведала свою грустную историю. О том, как в 1942 году попала в облаву и была схвачена полицаями. Ее сразу же бросили в подвалы гестапо и угрозами принудили к сотрудничеству с фашистами. После чего она закончила разведывательно-диверсионную немецкую школу, и ее отправили на первое задание. Нужно было найти в одной из деревень Глусского района семью Засухиных – они держали связь со своим сыном Сергеем, который ушел в партизаны.

-2

В итоге, женщина узнавала через Засухиных всю информацию о дислокации отряда и передавала ее немцам, которые проводили в отношении партизан карательные акции. После рассказа Веры Шмаковой допрос прервали, и вскоре в отряд привели самих Засухиных, которые во время очной ставки не без некоторых запирательств во всем признались. И рассказали, что получали сведения о дислокации партизанского отряда от сыновей – Аркадия и Сергея, которые тут же были арестованы.

На допросе Сергей Засухин показал, что еще год назад по заданию командира отправился на разведку. На обратном пути ему надлежало привести из деревни в отряд своих родителей, которых немцы собирались арестовать, как близких родственников партизан. Когда уже в сумерках Сергей прокрался к хате и, ступив на крыльцо, собирался было уже войти, то услышал крик своей матери: «Беги, Сережа, беги!». Но было уже поздно: фашисты навалились на него, связали и доставили в комендатуру.

А потом приготовились пытать и предупредили: в случае его отказа сотрудничать родителей ждала долгая и мучительная смерть. И Сергей сдался: выдал все сведения об отряде вплоть до вооружения отряда и имен командиров. Более того – он дал подписку о сотрудничестве с немцами. Таким же образом потом был завербован и его брат Аркадий. Обо всем этом партизан поведал своим командирам и еще о том, что в той же деревне живут еще два предателя – его связные. Арестовали и их… Только теперь до командования партизан дошло, каким невероятным образом фашисты не раз выходили на отряд, о местонахождении которого, казалось бы, никто не мог знать. Однако партизаны всякий раз отбивались и уходили от карателей.

-3

Разочарование, запоздалое раскаяние, просьбы пощадить родителей и их самих… Ребята просили учесть их былые подвиги и заслуги. А ведь Засухины действительно храбро сражались в рядах партизан с самого начала войны. Пользовались заслуженным уважением и авторитетом у товарищей. И вот… Стали предателями. Суд был скорым, а вердикт командования однозначным – расстрел! Конечно же, не все бойцы были с ним согласны. Однако всех шестерых, в конечном итоге, расстреляли перед строем отряда. Многие партизаны долго еще возмущенно роптали. Но такова жестокая правда жизни. И с нею пришлось мириться. А Веру Шмакову переправили в партизанскую бригаду – вопросов к ней было еще очень много. Тем не менее, и она понесла впоследствии заслуженное наказание.

Фото: РИА Новости, iz.ru, russian7.ru