Найти тему
Artfragment

Маляр на миллион

Оглавление

В венском Музее истории искусства открылась ретроспектива одного из представителей «святой троицы» абстрактного экспрессионизма Марка Ротко. Для Австрии это первый показ работ художника, охватывающий всю его карьеру. Фигуративные полотна и знаменитую живопись цветового поля в Вену привезли из Вашингтона, Нью-Йорка, Базеля, Берна и семейной коллекции наследников художника — его сына Кристофера и дочери Кейт. А мы перед поездкой в австрийскую столицу проследили путь Ротко от царской России до Нью-Йорка и выяснили, что у него общего с Рембрандтом и из-за чего он порвал отношения с семьей Кеннеди.

— Сегодня Марк Ротко входит в «святую троицу» абстрактного экспрессионизма вместе с Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом.

При этом довольно часто в свой адрес он слышал уничижительное для художника слово «маляр». Но он никогда не обижался на него. Напротив, самого себя он называл так же. Ротко писал на хостах огромного размера, а его работа со стороны действительно напоминала покраску стен. «Причина, по которой я пишу большие картины, заключается в том, что я хочу быть очень близким и человечным. Рисовать маленькие работы — значит ставить себя вне своего опыта, смотреть на все сквозь свои стереотипы или сужающие линзы. Если вы пишите большую картину, то вы весь в ней, и вы ей не командуете», — отмечал художник.

Дэн Бадник, Марк Ротко в студии, 1964.
Дэн Бадник, Марк Ротко в студии, 1964.

— Маркус Роткевич (это позднее, в 1940 году, он сократит имя до Марка Ротко из-за роста антисемитских настроений) — выходец из царской России.

Он родился в городе Двинске Витебской губернии в еврейской семье. Но когда мальчику было 10, семья эмигрировала в США. «Родился как художник», по словам самого Ротко, он в 1923 году. Тогда он зашел к приятелю и застал его за рисованием модели с натуры. Ротко решил связать жизнь с искусством. Это не обрадовало его семью. Во время Великой депрессии близкие Ротко многое потеряли. Их удивляло нежелание Марка заняться «более перспективной» и «более выгодной» работой.

Марк Ротко за работой, 1952, National Portrait Gallery.
Марк Ротко за работой, 1952, National Portrait Gallery.

— Первая персональная выставка Марка Ротко состоялась в 1933 году.

И на ней были выставлены далеко не те картины, которые зрители привыкли ассоциировать с художником. Ротко начинал с фигуративной живописи: натюрмортов, пейзажей и портретов. 

«Вход в метро», 1938.
«Вход в метро», 1938.

Своим любимым художником он называл Рембрандта. И даже в автопортретах великого голландца и Ротко (эта работа представлена на выставке в Вене) можно найти общие черты: полуразвернутую плечом к зрителю позу, сжатые кисти рук и коричневато-оранжевую гамму.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет», 1640.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет», 1640.
«Автопортрет», 1936.
«Автопортрет», 1936.

— Перелом случился в 1949 году, когда в нью-йоркском МоМА художник увидел картину Анри Матисса «Красная студия».

Впоследствии Ротко не раз «навещал» полотно. И говорил про него так: «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им».

Анри Матисс, «Красная студия», 1911.
Анри Матисс, «Красная студия», 1911.

— К началу 1950-х годов Ротко нашел свой фирменный стиль — живопись цветового поля.

На холстах огромного размера художник располагал рваные прямоугольники разных оттенков. Тогда же журнал Fortune назвал картины Ротко выгодной инвестицией. Стоимость полотен резко пошла вверх, покупать их стали именитые коллекционеры, включая семью Рокфеллеров. Любопытно, что благодаря Ротко увеличилась цена работ и других художников-абстракционистов.

«Без названия», 1954.
«Без названия», 1954.
«№16 (Красный, белый и коричневый)», 1957.
«№16 (Красный, белый и коричневый)», 1957.

— Сам Марк Ротко прилагал немалые усилия, чтобы его полотна воспринимались как воплощение чистых эмоций на холсте.

Но все равно ему не удалось избежать того, что его картины порой считали удачным дополнением к дорогому интерьеру. В 1961 году Ротко был приглашен на инаугурацию Джона Кеннеди. На ней сестра президента и ее муж попросили у художника один из его холстов, чтобы посмотреть, впишется ли он в стиль их апартаментов. После этого Ротко прервал все контакты с семьей Кеннеди.

«Многообразие», 1948.
«Многообразие», 1948.

— Благодаря популярности работ Марк Ротко оказался в десятке наиболее высокооплачиваемых художников своего времени.

Это вызывало зависть со стороны его коллег по цеху. А самого Ротко вгоняла в депрессию. Она усугублялась его пристрастием к алкоголю. В 1968 году у художника обнаружили артериальную аневризму. В 1969-м он развелся со своей второй женой и переехал жить в студию. А 20 февраля 1970 года ассистент Ротко Оливер Стейндекер обнаружил художника лежащим без сознания на полу собственной кухни со вскрытыми венами. К тому моменту Ротко был уже мертв. Вскрытие показало, что перед самоубийством он принял огромную дозу антидепрессантов.

Rothko Chapel, капелла экуменической церкви в Хьюстоне.
Rothko Chapel, капелла экуменической церкви в Хьюстоне.

— Сегодня картины Марка Ротко продаются на аукционах за десятки миллионов долларов.

В 2012 году на торгах Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» ушло с молотка за $86,9 млн, став на тот момент самым дорогим произведением современного искусства. «Почти по $30 млн за один цвет», — шутили тогда в прессе.

«Оранжевое, красное, желтое», 1961.
«Оранжевое, красное, желтое», 1961.

А в 2014-м в рамках частной сделки картина «№6 (Фиолетовый, зеленый, красный)» была продана за $140 млн. Покупателем тогда называли российского миллионера Дмитрия Рыболовлева.

«№6 (Фиолетовый, зеленый, красный)», 1951.
«№6 (Фиолетовый, зеленый, красный)», 1951.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.