Найти тему

Крымскій мостъ въ 5-ю годовщину Русской весны

Съ момента открытія автомобильной части Крымскаго моста 16 мая 2018 года прессъ-туровъ не проводилось, и вотъ Инфоцентръ снова собралъ журналистовъ федеральныхъ, регіональныхъ и иностранныхъ СМИ. Желающихъ посмотрѣть, какъ живётъ стройка ​вѣка​ и что измѣнилось за столь продолжительный срокъ, оказалось гораздо больше обычнаго, такъ что визитъ былъ раздѣлёнъ на два дня: 13 и 14 ​марта​, рѣзко контрастирующихъ по погоднымъ условіямъ — нашей группѣ повезло меньше.

-2

За 10 мѣсяцевъ по мосту проливъ пересѣкли 4,5 млн транспортныхъ средствъ, включая 260 тысячъ грузовиковъ и 50 тысячъ автобусовъ, то ​есть​ на сутки приходится въ среднемъ 15 тысячъ проѣздовъ. Сейчасъ, въ ​мартѣ​, дорога совсѣмъ не загружена: автомобили проносятся довольно рѣдко и, какъ правило, нѣтъ повода занимать вторую полосу. При этомъ пикъ пришёлся на 12 августа, когда Крымъ массово покидали ​отдыхающіе​ и по трассѣ за день проѣхало болѣе 30 тысячъ автомобилей.

-3

За прошедшую зиму метеостанціи зафиксировали въ Керченскомъ проливѣ болѣе 900 штормовыхъ часовъ, то ​есть​ почти 38 сутокъ — порывы вѣтра въ январѣ достигали 24 м/с, а высота волнъ — 2,5 м. При такихъ условіяхъ работа паромной переправы невозможна. Но теперь благодаря мосту сообщеніе съ Крымомъ не прерывается ни на минуту, а за одинъ только декабрь новую дорогу пересѣкло 226 тысячъ автомобилей.

-4

​Установленныя​ на мосту 7 метеостанцій слѣдятъ за состояніемъ трассы и предупреждаютъ службу эксплуатаціи въ случаѣ изморози, обледенѣнія, снѣга, дождя, тумана, сильнаго вѣтра. При необходимости дорога заблаговременно обрабатывается водно-солянымъ растворомъ. ​Электронныя​ табло сообщаютъ водителямъ о безопасномъ скоростномъ режимѣ.

-5

Въ ​конструктивъ​ моста заложенъ повышенный запасъ прочности. Съ момента открытія движенія постоянно отслѣживается состояніе опоръ и пролётныхъ строеній. Только на автодорожной аркѣ установлено болѣе 45 мониторинговыхъ устройствъ. Превышенія расчётныхъ параметровъ напряженій и деформацій до сихъ поръ зафиксировано не было. Строители обѣщаютъ, что мостъ простоитъ не менѣе 100 гарантированныхъ ​лѣтъ​. Къ слову, ​временные​ лёгкіе ​техническіе​ мосты, по которымъ постоянно движется тяжёлая техника, благополучно служатъ уже три года и легко пережили ледоходъ зимы 2017 года.

-6

Погода нынче непостоянная, а потому четвергъ, начавшись съ солнечнаго утра, встрѣчалъ насъ у вахтоваго города «Тамань» потемнѣвшимъ небомъ, заволоченнымъ облаками. Черезъ нихъ порой пробивался свѣтъ, принося въ сѣро-синій ​міръ​ яркія ​желтыя​ краски, да рисуя на землѣ смѣняющуюся текстуру быстро движущихся надъ нами тучъ. Поднялся пронзительно холодный вѣтеръ, и по мѣрѣ продвиженія къ фарватеру стихія всё болѣе настойчиво заявляла о себѣ, остужая энтузіазмъ журналистовъ и напоминая, въ какихъ непростыхъ, даже въ весеннюю пору, условіяхъ трудятся ​рабочіе​. Сейчасъ на стройкѣ задѣйствовано 5 тысячъ человѣкъ, въ прежнее время ихъ количество достигало 10 тысячъ.

-7

Для осмотра желѣзнодорожной части колонна машинъ отправилась подъ мостъ по строительному маршруту на косу и островъ ​Тузла​, пройдя строгій досмотръ на пунктѣ пропуска. Годъ назадъ почти ​весь​ этотъ путь былъ заставленъ многочисленными кранами — сегодня ихъ уже почти не встрѣтишь. И это не удивительно, вѣдь ​всѣ​ опоры моста были окончены постройкой ещё въ ноябрѣ 2018 года. Въ несущей части остался лишь одинъ разрывъ въ мѣстѣ, откуда прежде производилась ​надвижка​ отъ окончанія острова ​Тузла​ къ фарватеру, а нынѣ собирается послѣдній пролётъ.

-8

Въ цѣломъ 307 желѣзнодорожныхъ опоръ высотой отъ 5 до 35 метровъ будутъ нести на себѣ 160 тысячъ тоннъ пролётныхъ строеній — осталось смонтировать всего 5 тысячъ тоннъ. ​Эти​ пролёты, хотя и у́же автодорожныхъ, но въ 1,5 раза тяжелѣе. Всѣ металлическія конструкціи моста передъ покраской защитнымъ слоемъ проходятъ пескоструйную очистку отъ ржавчины — работа очень трудоёмкая.

-9

Прессъ-туръ, конечно, былъ пріуроченъ къ 5-​лѣтію​ Русской весны и возсоединенія ​Тавриды​ съ Россіей. Благодаря строящемуся мосту Крымъ пересталъ ощущать себя островомъ, а съ пускомъ ​двухпутной​ желѣзной дороги уровень экономической и транспортной интеграціи существенно возрастётъ. Произойдётъ это, согласно плану, въ декабрѣ текущаго года. На сегодняшній день уложена ровно половина изъ 19 км двухпутного рельсоваго пути черезъ проливъ. Впрочемъ, ходятъ слухи, что пустить ​первые​ поѣзда могутъ уже въ маѣ: для этого съ керченской стороны сдѣланъ съѣздъ на старую желѣзную дорогу въ обходъ ещё неоконченнаго пути на ​Багерово​ черезъ тоннель.

-10

Всего на мосту будетъ уложено около 5 тысячъ тоннъ термоупрочнённыхъ рельсовъ и 76 тысячъ желѣзобетонныхъ шпалъ. По проекту, желѣзная дорога сможетъ функціонировать въ температурныхъ условіяхъ отъ −27 до +57 °C и пропускать до 94 составовъ въ сутки съ максимальнымъ вѣсомъ каждаго 7100 тоннъ. Допустимая скорость движенія пассажирскихъ поѣздовъ достигаетъ 120 км/​ч​, а грузовыхъ — до 80 км/ч.

-11

Во время штормовъ островъ и косу мѣстами заливаетъ, такъ что кое-гдѣ подъ мостомъ стоитъ вода. Но если даже представить, что всю ​Тузлу​ покроетъ ​море​, это не сильно отразится на функціонированіи готоваго транспортнаго перехода: вѣдь въ основаніи каждой опоры — свайное ​поле​, погружённое въ грунтъ на глубину до 105 м. Въ цѣломъ желѣзнодорожная часть опирается почти на 3 тысячи свай.

-12

Но территорія острова и косы, конечно, активно задѣйствована для обслуживанія моста. Кромѣ того, на ней размѣщены комплексы многоуровневой очистки и обеззараживанія стоковъ. За экологически безопасную эксплуатацію желѣзнодорожной части отвѣчаютъ 18 локальныхъ очистныхъ сооруженій.

-13

Первую остановку мы сдѣлали на участкѣ, гдѣ ведётся укладка желѣзнодорожнаго пути. Спеціальный кранъ доставляетъ ​​ платформы съ 25-метровыми рельсошпальными звеньями по уже сооружённымъ желѣзнодорожнымъ подходамъ съ таманской стороны и постепенно движется вперёдъ, прокладывая себѣ дорогу по мосту. Звенья кладутся на листы пенополистирола толщиной 4 см, ​препятствующіе​ тренію. Послѣдніе въ свою очередь покрыты полотномъ бѣлаго геотекстиля, отвѣчающаго за гидроизоляцію металлическаго основанія и отводъ влаги къ водостокамъ на ​очистные​ сооруженія. Послѣ укладки рельсъ производится засыпка щебёночнаго балласта. Съ этой цѣлью по мосту уже ходитъ тепловозъ съ саморазгружающимися вагонами.

-14

​Стальные​ рельсы расширяются или сужаются въ зависимости отъ температуры воздуха и сейсмическихъ нагрузокъ. Поэтому черезъ ​каждые​ 440 метровъ устанавливаются ​уравнительные​ стыки для компенсаціи возникающихъ напряженій — всего ихъ будетъ 84 комплекта. Желѣзная дорога будетъ освѣщена: здѣсь появится 2,5 тысячи стоекъ съ энергоэффективными свѣтильниками автоматическаго включенія.

-15

Шумоизоляція окружающей среды отъ желѣзной дороги обезпечивается рядами 3‑метровыхъ непрозрачныхъ панелей съ наполненіемъ изъ минеральной ваты. Такіе ​акустическіе​ экраны протяжённостью 410 и 480 метровъ уже установлены на подходахъ соотвѣтственно со стороны Керчи и Тамани. Кромѣ того, ​они​ монтируются на мосту между 1 и 14 и между 286 и 307 опорами.

-16

На фарватерѣ бушевалъ ураганный вѣтеръ. Послѣ демонтажа платформъ, на которыхъ велось строительство самыхъ крупныхъ опоръ, удерживающихъ 11 тысячъ тоннъ арочныхъ пролётовъ, былъ убранъ и лифтъ — такъ что подняться теперь на 35-метровую высоту можно только пѣшкомъ по открытой и слегка раскачивающейся лѣстницѣ.

-17

Арка желѣзнодорожнаго моста съ обѣихъ сторонъ соединена съ пролётными строеніями. Также въ концѣ прошлаго года завершилось сооруженіе паловъ, позволяющихъ уберечь опоры отъ навала потерявшаго управленіе судна. Прошлый разъ мы видѣли ​эти​ конструкціи въ видѣ сплошного ряда свай по периметру круга, погружённыхъ на глубину до 29 м. Теперь ​онѣ​ заполнены тяжелымъ гидротехническимъ бетономъ, опоясаны металлическимъ кольцомъ, на которомъ висятъ ​амортизирующіе​ ​резиновые​ ​отбойники​, а центръ цилиндра доверху заполненъ природнымъ камнемъ.

-18

У каждой изъ ​фарватерныхъ​ опоръ построено по 5 паловъ — два діаметромъ 18 м и три діаметромъ 13 м. На двухъ самыхъ крупныхъ установлены ​сигнальные​ огни, ​обозначающіе​ ширину судоходнаго канала. Въ основаніи самихъ опоръ тоже закрѣплены ​защитныя​ ​амортизирующія​ системы, ​призванныя​ компенсировать силу столкновенія. При отсутствіи отказовъ въ управленіи судномъ минимальный клиренсъ между бортомъ и опорами моста долженъ составлять 30 м, и эта оцѣнка подтверждается на практикѣ.

-19

Примѣчательно, что появленіе Крымскаго моста не только не ограничило возможности судоходства въ Керчь-​Еникальскомъ​ каналѣ, но напротивъ дополнительное оснащеніе службъ позволило даже ослабить ограниченія: для плаванія по каналу теперь допускаются суда длиной до 252 м вмѣсто прежнихъ 215 м.

-20

Сейчасъ на аркахъ выполняется монтажъ архитектурной подсвѣтки цвѣтовъ русскаго ​триколора​. Предстоитъ проложить болѣе 19 км кабельныхъ линій и закрѣпить свыше 2 тысячъ энергоэффективныхъ свѣтодіодныхъ свѣтильниковъ. Въ 2018 году азовскую сторону подсвѣтили синимъ цвѣтомъ, сейчасъ монтируется красная подсвѣтка на черноморской сторонѣ. ​Бѣлые​ фонари размѣстятся на опорахъ.

-21

По окончанію осмотра фарватера продрогшихъ журналистовъ повезли знакомиться съ котомъ Мостикомъ, и отогрѣваться горячимъ кофе. Знакомый ​всѣмъ​ по глянцевымъ фотографіямъ лежебока, оказывается, ведётъ активный образъ жизни: по нѣскольку недѣль онъ пребываетъ въ разныхъ мостостроительныхъ отрядахъ (въ этотъ разъ это былъ № 41), и время отъ времени бываетъ въ Инфоцентрѣ, гдѣ о нёмъ заботятся особенно прилежно. Причемъ порой PR-отдѣлу приходится подстраиваться подъ распорядокъ Мостика. И хотя онъ привыкъ находится въ окруженіи людей, насыщенная ​фотосессія​ во время прессъ-тура и передача пушистаго изъ ​рукъ​ въ руки явно напугала «главнаго начальника» — это званіе онъ гордо носитъ на жетонѣ ошейника.

-22

Производственная программа, которая выполняется безъ задержекъ, предусматриваетъ завершеніе къ ​лѣту​ мостового полотна — тогда же начнутся ​ходовыя испытанія. До сентября должно быть полностью окончено верхнее строеніе пути. А къ 1 декабря, дню сдачи транспортнаго перехода, будутъ смонтированы ​всѣ​ системы готовой къ эксплуатаціи желѣзнодорожной части моста, и она будетъ передана на балансъ ​ФГУП​ «Крымская желѣзная дорога».

-23

40-километровый подходъ, соединяющій мостъ съ транспортной системой материковой Россіи черезъ станцію Вышестебліевская, уже готовъ. Со стороны Крыма ведётся строительство двухпутнаго подхода длиной 18 км, включая километровый тоннель. Съ 2014 года къ моменту запуска желѣзнодорожнаго сообщенія будетъ отремонтировано болѣе 400 км пути.

-24

Ходаковскіе К. Н. и В. Н.