Найти тему

Все еще хочешь стать арт-директором?

Часто слышу от коллег и знакомых дизайнеров вопрос: как стать арт-директором? Второй по частоте: как понять, что ты достиг сей высокой планки? Добрался до апофеоза развития и можешь направить стопы к генеральному, требуя вожделенной записи в трудовую книжку. Ну и денежного вознаграждения, куда без него.

Так сложилось в нашей индустрии, что каждый специалист видит следующие ступени карьерного роста: стажер, младший дизайнер, дизайнер, мидл, ведущий и старший (он же младший арт-), арт-директор. Набор может быть короче или длиннее, но последняя ступень одинаковая. И никак иначе (исключение, креативный директор и дизайн-директор, но это тема для отдельного разговора). Нет других путей, нет ответвлений. И это, по-настоящему грустно.

Амбициозные и не очень дизайнеры ставят целью дальнейшей карьеры именно занятие данной позиции. Не до конца понимая, впрочем, чем будут заниматься и что из себя представляет профессия. Подливают в масло и мало разбирающиеся в вопросе собственники и управленцы бизнеса. И движет ими одно единственное устремление – чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Зачастую у них и дизайнер собственно один. Эдакий человек-оркестр: он же арт, он же исполнитель.

Так как же стать арт-директором и самое главное – нужно ли тебе это? В десяти нижеописанных пунктах постараюсь дать наиболее исчерпывающий ответ.

  • Обозначить эту цель перед руководством. Без этого никак. Редко встречаются внимательные и дальновидные управленцы, способные прописывать для каждого сотрудника дорожную карту развития. А посему идем и заявляем. В 90% случаев получаем одобрительные кивки и обозначение желаемых критериев, достигнув которых, можно претендовать на должность. Обычно это те острые боли, которые вызывают максимум сложностей у вышестоящего руководства. Да-да, именно тебе предстоит их закрывать. Привыкай к тому, что тем ценнее для бизнеса, чем больше упрощаешь жизнь собственнику, снимая с него тяжелое бремя ответственности. Проходил этот путь трижды, знаю о чем говорю.
  • По первости привыкай к ненормированному рабочему дню. Многие сейчас скажут, мол, и так работаю, а потом и фрилансом занимаюсь. Нет, это совсем другое. Про последнее, кстати, тоже пока можешь забыть. Подрабатывать и распыляться может позволить себе лишь исполнитель или сформировавшийся управленец. Опять же, надо обозначить свой вклад. Мало кто из собственников понимает ценность результата, замещая его наглядностью процесса. Вот, мол, Андрей сидит до полуночи – значит ценный кадр. А Аркадий – от звонка до звонка... Не порядок! И, к сожалению, мало кто интересуется сравнением производительностей. А посему - выкладывайся по полной и еще немного, бери дополнительную работу, в том числе и организационного плана. Демонстрируй и процесс, и результат.
  • Арт-директор в первую очередь управленец. А значит соответствующий навык должен быть отточен до совершенства. И как, спрашивается, этого достигнуть? Особенно, когда кроме тебя в команде дворник или один-два неофита. Очень просто! Начни с себя. Сорганизуй собственную работу, займись тайм-менеджментом, стань образцом дисциплины и собранности. Только научившись грамотно управлять собственной жизнью, ты получишь право учить этому других. Короля делает свита. Твои подопечные будут на столько ответственны и дисциплинированы, на сколько этим критериям соответствуешь ты сами.
  • Мысли категориями бизнеса. Сам только три года как изменил собственное мировоззрение. Это трудно, но необходимо. Только исполнитель может самозабвенно переделывать работу десять раз подряд в поисках недостижимого идеала. Твоя же задача - не создать совершенный продукт, а отладить технологический процесс: чтобы продукт имел необходимый уровень качества, был сдан вовремя и принес пользу конечному заказчику или партнеру. А посему закопай излишний перфекционизм. Лучше запустить продукт слегка сыроватым (в твоей системе ценностей), чем познакомиться с большими цифрами упущенной прибыли (в первую очередь заказчиков, видящих в тебе инструмент пользы для бизнеса, а не самоутверждающегося художника). Именно для тебя редлайны и дедлайны не пустой звук, а священная корова!
  • Сделайте твою работу и работу отдела максимально прогнозируемой. Собственники и так часто рискуют. Допустить хаос в производстве – верный способ убить родную компанию. Любой процесс, сколько бы не было в нем творческой составляющей, всегда должен быть прогнозируемым в сроках и качестве результата.
  • Стань внимательным к чужим проблемам. С того момента, как ты встал на путь арт-директора, каждая из трудностей исполнителя становится твоей собственной. И именно тебе нужно будет их решать. Научись смотреть и слушать. Озаботься созданием комфортного микроклимата, помоги команде обрести уверенность в себе. Ну и заодно, подскажи, как быстрее закрыть ипотеку или как расстаться с неадекватной подругой. Каждая личная проблема обязательно выльется в снижение производительности, а в дальнейшем и потерю сотрудника. Что, голова побаливает? Я только начал...
  • Принимай удар на себя. Ты - щит команды. Огради ее от внешнего воздействия, чтобы ничто не повлияло на конечный результат работы. Не бывает плохих армий, бывают бездарные генералы. Каждый просчет подопечного – твоя ошибка. Так принимай на себя неизбежную расплату. Защита проекта, отстаивание принятых решений, отработка возражений, принятие негатива от заказчиков или смежных отделов. Пинать по яйцам будут все от мала до велика. Так что крепись. Всё это теперь твоя прямая обязанность. И нечего срываться на ребятах. Если просмотрел ошибку – сам виноват. Правда это не отменяет разговора с дизайнером. Ему следует донести важность внимательности и обозначить, что ошибками он подставляет собственного руководителя. Если же член команды открыто пренебрегает наставлениями или не готов становиться лучше, тут стоит задуматься. Либо ты неправильно донес мысль, либо стоит задуматься о замене специалиста (чаще всего именно первое).
  • Стань проводником успеха команды. Только так ты сможешь стать настоящим лидером. Помогай подопечным становиться лучше. Направляй, развивай. Помогай делать то, что раньше им казалось невозможным. Давай обратную связь и обозначай точки роста. Радуйся их успехам, хвали и не забывай хвастаться свершениями команды с коллегами из других отделов, других компаний. Важная составляющая – это непоколебимая искренность. Очень горжусь каждым из своих учеников, достигших значимых успехов как в моей команде, так и за ее пределами.
  • Перестань разрабатывать макеты самостоятельно. Можно оставить только очень ответственные, но в то же время не горящие концепции. И то, чтобы не потерять форму. Твоя задача не развивать собственный скилл, а прокачивать подопечных. К слову, лучший способ научиться чему-то, начать это преподавать. И не убивайся из-за низкой производительности как исполнителя. Ты перестал им быть, когда принял решение стать арт-директором. (Из-за многозадачности попросту не сможешь сохранять повышенную концентрацию, необходимую для хорошей работы. Когда отстроишь бизнес-процессы, сможешь уединиться и всласть поработать исполнителем). В случаях маленьких команд, начни генерировать идеи, перекладывая реализацию на плечи команды. Если ты человек-оркестр... Кто сказал, что нельзя воспользоваться услугами сторонних команд? Просто важность этого надо донести до своего руководителя.
  • Начни делегировать. Простой и избитый совет. Практика же показывает, что из десяти известных мне управленцев им следует, от силы, трое. Не концентрируй власть в одних руках. У каждого должен быть тот, кто его подстрахует. Научись доверять коллегам, и они ответят тебе тем же. Хочешь простой тест, умеешь ли делегировать? Всё предельно просто. Уедь в отпуск на пару-тройку недель. И посмотри, что будет с отделом. К слову, никогда не ограничиваю себя в полноценных отпусках, мой генеральный директор не даст соврать)

Ну и вместо вывода: задайся вопросом, готов ли ты пойти на подобные свершения или комфортнее чувствуешь себя на текущей позиции? В моей практике были ребята, под влиянием амбиций стремящиеся стать управленцами. Но через непродолжительное время, пройдя через дичайший стресс и перегруз, возвращались назад. И в этом нет ничего страшного. Не арт-директор - вершина развития дизайна, а успешный дизайнер, находящийся в гармонии с самим собой. Кроме арт-директора можно быть очень крутым топом. А по денежному вознаграждению они, зачастую, превосходят руководителей отдела.

Опять же, арт-директор – это доверенное лицо. Редко можно найти вакансию на тематических порталах. Да и нужда в них на рынке не велика. Таких специалистов единицы. Хантят их персонально, долго и со смешанным результатом. Так что дважды подумай. Добра тебе и успехов!