В 1992 году на постсоветские телеэкраны вышел фильм «Сердца трёх» с Сергеем Жигуновым, Владимиром Шевельковым и Аленой Хмельницкой в главных ролях. Эта легкая, увлекательная, немного наивная картина российско-украинского производства, повествующая о истории любви и приключениях троих друзей в поисках золота индейцев майя, снятая по одноименному роману (сценарию) Дж. Лондона, понравилась многим телезрителям.
В третьей серии фильма главные герои попадают в одну из горных долин, где находят полностью отгороженное от цивилизации племя индейцев, где вся власть фактически принадлежит жрецу Солнца. Но кроме жреца у племени есть еще один «неформальный жреческий лидер» - загадочная незамужняя молодая особа – прорицательница племени Акатава, которую иначе называли «та, которая грезит». Роль Акатавы в фильме правдоподобно сыграла Пирет Мянгел
Примечательно, как много общего можно отыскать в творчестве знаменитых литераторов и сценаристов с выводами исследователей, изучающих жизнь индейцев Месоамерики, особенно если учесть то, что роман Дж. Лондона был опубликован в 1919-1920 годах, то есть еще до периода углубленного изучения американских индейцев археологами и этнографами.
Впрочем, не вижу ничего зазорного в том, чтобы литераторы и ученые заряжали друг друга мотивацией и вдохновляли на творчество и исследования. Это хорошо, нормально и правильно.
Так вот. Если сравнить сюжет фильма (романа) и историю сапотеков окажется, что образ «той, которая грезит» из фильма (романа), замечательно находит себя в загадочной «фигуре» месоамериканских сапотеков – Виха-Тао (Уиха-Тао), что трактуется как Верховный Видящий. И, действительно, также как и в фильме верховный жрец обладал не менее (а может и более) реальной властью, нежели чем верховный правитель сапотеков. Виха-Тао не столько имя собственное, сколько статус полученный за способности к прорицанию. Сапотеки верили, что только верховный жрец главное связующее звено и исключительный проводник воли богов.
Однако, особенности статуса Виха-Тао определялась не только его способностями к провидению. Увы, но необходимыми условиями реализации его возможностей и полномочий был целый ряд ограничений, весьма «неприемлемых» для подавляющего большинства духовных представителей современности. Верховный видящий жил хотя и в роскошном жилище, однако в практически полной изоляции от простолюдинов. Связи с внешним миром обеспечивались, видимо, через других представителей жречества. Главный жрец соблюдал строгие безбрачные отношения до определенного момента. Длительное воздержание жреца прерывалось лишь для зачатия со специально избранной целомудренной девушкой своего преемника.
Не правда ли, достаточно много интересных совпадений загадочной жизни индейских жрецов с экранизацией с романа Дж. Лондона?