Найти тему
Зодчество

Нищие и обездоленные европейцы глазами полуслепого бельгийского художника

Ни для кого не секрет, что в изобразительном искусстве преобладают идеализированные образы, а изображения реальной и зачатую не самой простой жизни, как правило, обходятся стороной.

«Бегущие от грозы».
«Бегущие от грозы».

Наверно именно поэтому Европа рубежа XIX – XX веков столь часто представляется местом полным богатств и роскоши. Однако далеко не все видели Европу столь безоблачной. Одним же из самых известных художников донесших до наших дней вполне реальные образы нищих и обездоленных того времени стал Эжен Ларманс.

Но особо примечательно, что при всем прочем сам мастер был практически слеп...

«Пьяный». Эжен Ларман, 1898 год.
«Пьяный». Эжен Ларман, 1898 год.

Эжен Ларманс (1864 - 1940) родился в Моленбек-Сен-Жан (город в Брюссельском столичном регионе) и происходил из состоятельной семьи бельгийской буржуазии.

В возрасте одиннадцати лет, он заболел менингитом, который практически оставил его без слуха, частично без речи и заметно испортил зрение.
Фотография Эжена Ларманса, начало XX века.
Фотография Эжена Ларманса, начало XX века.

Можно сказать, что мальчик воспринимал мир исключительно через свое далеко не идеальное зрение, и тем не менее решил всецело посвятить себя именно живописи. В 1887 году он поступил в Королевскую академию наук, литературы и изящных искусств Бельгии в Брюсселе, где проучился вплоть до 1889 года. К 1890 году Ларманс уже считался опытным художником и приверженцем декаданса (хотя на самом деле он изображал вполне реальную жизнь).

В целом его картины достаточно сильно напоминают произведения Брейгеля Старшего, а портреты угнетенных рабочих и бедных жителей часто определись критиками как «тревожные карикатуры».

Однако мало кто из самих критиков того времени имел реальное представление о тяжкой жизни простых людей.
-4

Из-за своей трагического судьбы и тяжелой болезни перенесенной в детстве, Ларманс преимущественно рассматривается как «мастер мрачных сцен», который имел особую чувствительность к жизни и судьбе людей. Он изображал бедных, крестьян, эмигрантов, нищих и изгнанников.

Люди под мрачным небом, вспышки живого света, воды, сверкающие, белые дома и заборы являются повторяющимися элементами многих его работ. Примечательно, что его вымышленный мир был не столь далек от окружающей действительности того времени и является своеобразной художественной версией вполне реальных социальных проблем Европы конца XIX – начала XX века.

«Пьяный». Эжен Ларман, 1894 год.
«Пьяный». Эжен Ларман, 1894 год.

Разумеется Ларманс не был первым художником затронувшим социальные темы в искусстве, но именно он показал их столь ярко и беспристрастно касательно не только Бельгии, но и всей Европы.

Несмотря на негативное отношение критиков, произведения мастера быстро обрели популярность за пределами Бельгии и в 1922 году художник все же был избран членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии. Всего два года спустя, его зрение начало быстро слабеть и вскоре он уже практически не мог рисовать. Сам о себе Эжен Ларманс говорил следующее:

«Я морально умер уже очень давно. Я больше не Ларманс, я больше не могу что-либо производить».
-6

В 1927 году король Бельгии Альберт I щедро вознаградил художника за его вклад в национальное искусство и даровал ему титул Барона. Девиз на щите Ларманса гласил: «Счастлив тот, кто может видеть».

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.