Екатерину Дашкову назначили главой Петербургской академии наук в 1783 году. Для самой княгини такое решение императрицы стало полнейшей неожиданностью. Женщина во главе ведомства, которое определяет научное развитие целой империи. Немыслимо. Неслыханно. Особенно с учетом того, что ей предоставлялись полномочия, которыми ранее не располагали ее предшественники. Отныне по всем вопросам Дашкова могла обращаться непосредственно к Екатерине II. Это сыграло главную роль в грядущих реформах.
Первым решением княгини стало возрождение академических собраний. До этого ученые были обязаны подчиняться Канцелярии — бюрократическому органу, который был несведущ в поручаемых ему вопросах. Но с его роспуском ученые умы получили почти полную свободу.
Разобравшись с основным тормозом прогресса, Дашкова взялась за наведение порядка в финансовой и хозяйственной частях АН. Также она понимала, что одних только внутренних мер недостаточно, а потому важны и внешние мероприятия. Именно при ней вопросы научно-просветительской работы и издательской деятельности сошли с бумаги и стали воплощаться в жизнь.
Труд Дашковой
Дашкова предпочитала контролировать все лично. Реестры, отчеты, ценообразование и счета мастеров книжного дела — все это подвергалось ее перепроверке. Именно при Екатерине Романовне построили главное здание АН, а также академический дом на Васильевском острове. При ней число гимназистов увеличилось с 27 до 89 человек.
Она решила все вопросы по задолженностям АН, пополнила библиотеку и коллекцию минералов, реорганизовала типографию, поручила составить карты имперских губерний и заняться экспедиционной работой. По ее распоряжению были опубликованы труды С. П. Крашенинникова, М. В. Ломоносова, И. И. Лепехина, а также возобновилось издание периодики.
Губительная независимость
Будучи истинной княгиней, Дашкова блюла достоинство кадров. Ей было важно производимое впечатление. А потому любое назначение академиков, сама жизнь в научной среде и даже слухи не проходили мимо нее. В итоге ее величали не иначе как «наш доблестный начальник».
Сама княгиня по праву заслуживала уважение. Ее отличал острый и независимый ум, прекрасное образование и неутомимая энергия. Она демонстрировала интерес к музыке, хирургии, филологии, педагогике, сама писала статьи и пьесы.
Однако такая демонстрация полнейшей независимости оказалась губительной. Дашкова потеряла свое положение при дворе. Также не все было радужно и в академических кругах. Имели место конфликты с учеными, которым не нравился вездесущий контроль начальницы. 12 августа 1794 года княгиня ушла в официальный отпуск для поправки здоровья. В 1796 году, уже при Павле I, ее и вовсе сняли с должности, отправив в ссылку в одно из ее имений.
Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.